Когтеточка Своимиру

Я больше не могу..подскажите как мне теперь себя вести чтобы он вернулся?

Вообщем в общей сложности мы встречались ровно год.Но летом он от меня ушел сказав что устал от ссор и т.д. Всю осень до января мы встречались только ради секса (была моя инициатива) после в январе он сказал что хочет помириться и начать отношения заново. Я согласилась и мы начали встречаться. Провстречались до марта и тут произошла ссора..инициатором была я,дело в том что я задала вопрос(немного приревновала) ему это не понравилось и пошло поехало,я задавала вопросы еще и по поводу нам,ему это не понравилось, он очень обиделся, сказал что не хочет больше нервничать(он вообще нервный и восприимчивый ооочень) и устал..не знает что нам делать. И пропал..писала я на протяжении недели он ничего не отвчечал,после ответил в контакте что не знает хочет ли помимриться,т.к. уже очень измучен. Вчера я написала ему на телефон что давай встретимся или приезжай ко мне, что я исправилась,больше такого не будет и т.д. от ответил что мы пытались наладить ничего не получается,что ни один секс и близость не стоят душевного покоя,что не знает что делать..потом написал «я не смогу приехать, мне плохо,не проси пожалуйста» и все..вот я сижу и думаю а что мне думать вообще и захочет ли он встретиться и наладить отношения. Я понимаю что он мне нужен,что я тогда сама все испортила своимир асспросами,как теперь все исправить не знаю. Уже месяц почти прошел. Помогите пожалуйста советом как мне быть,я реально уже вся изнервничалась,пью валерьянку,боюсь что больше никогда его не увижу

Эксперты Woman.ru

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Джуран Марина Владимировна

Психолог, Семейный детский психолог. Специалист с сайта b17.ru

Золотых Вера Владимировна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Красноборова Варвара Сергеевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Гриб Людмила Николаевна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Спиридонова Надежда Викторовна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Невзорова Софья Игоревна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Светлана Михайловна Белова

Психолог, Детский психолог Эрготерапевт. Специалист с сайта b17.ru

Екатерина Алексеевна Васюхина

Психолог, Кризисное консультирование. Специалист с сайта b17.ru

Апремова Ева Александровна

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Муратова Элина

Психолог, Помощь приходит изнутри. Специалист с сайта b17.ru

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Конспект лекций по темам курса «Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС». 1 страница

* Часть I. РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ *

ВВЕДЕНИЕ В первом томе «Структуры магии» мы приступили к тому, чтобы в открытой,доступной для обучения форме представить в распоряжение психотерапевтовмагические умения, которыми обладают выдающиеся представители этого родазанятий. В поэтапном изложении мы представили вам интуиции, касающиесяязыка, которыми владеют эти психотерапевтические чародеи. Мы представили ихв такой форме, чтобы вы сумели приобрести навыки в использовании имеющихся уних интуиции, повысив уровень собственного мастерства. Во втором томе мы собираемся продолжить описание языковых интуициинаших чародеев и, наряду с этим, описание интуиции и системного поведенияэтих людей в связи с другими способами, с помощью которых человек может какрепрезентировать свой мир, так и сообщать его другим. Работая с этим томом,рекомендуем вам не упускать из виду ряд аспектов, освещенных в «Структуремагии I». Люди живут в «реальном мире». Однако на этот мир мы воздействуем непрямо, скорее, мы действуем в нем, пользуясь картами этого мира,направляющими наше поведение в нем. Между этими картами илирепрезентативными системами и моделируемой ими территорией неизбежно имеютсяразличия, определяемые тремя универсальными процессами человеческогомоделирования, универсалиями: Генерализацией, Опущением. Искажением. Люди обращаются к психотерапевту обычно из-за того, что они страдают инеудовлетворены жизнью; наш опыт показывает, что ограничения, испытываемыелюдьми, характеризуют обычно репрезентации мира, а не сам мир. В ряду репрезентативных систем, находящихся в распоряжении человека,человеческий язык представляет собой наиболее изученную и наиболее полнопонятую репрезентативную систему. Наиболее эксплицитной и полной модельюестественного языка является трансформационная грамматика. Трансформационная грамматика является, таким образом, определеннойметамоделью —репрезентацией структуры человеческого языка — который сампредставляет собой репрезентацию мира опыта. Системы человеческих языков —это, в свою очередь, репрезентации, производные от более полной модели —суммарного опыта, находящегося в распоряжении того или иного конкретногоиндивида. Трансформационисты разработали ряд понятий и механизмов,описывающих то, каким образом способ говорения у людей — их ПоверхностныеСтруктуры (ПС) — выводятся ими, на самом деле, из имеющихся у них полныхязыковых репрезентаций — Глубинных структур (ГС). В трансформационныхМетамоделях эти понятия и механизмы описываются эксплицитно — онипредставляют собой конкретизации общих моделирующих процессов:Генерализации, Искажения и Опущения. Адаптируя понятия и механизмы трансформационной модели языка, какрепрезентативной системы для психотерапии, мы разработали формальную модельпсихотерапии. Эта формальная мета модель: (а) Эксплицитна, — т.е. процесс психотерапии описывается в ней какпоследовательность отдельных этапов, так что Метамодель может статьсознательно усвоена, в результате мы имеем эксплицитную стратегиюпсихотерапии. (б) Независима от содержания, ибо она имеет дело только с формойпроцесса, откуда ее универсальная применимость. Метамодель полагается толькона такие интуиции, которыми располагает каждый носитель того или иногоязыка. Глобальное следствие психотерапевтической модели, Метамодели состоит вдопущении о психотерапевтической правильности. Психотерапевтическаяправильность — это набор условий, которым должны удовлетворять ПС,применяемые пациентом в процессе психотерапии, чтобы быть приемлемыми. Спомощью этой грамматики психотерапии мы можем помочь нашим пациентамрасширить те части их представлений или репрезентаций, которые обедняют иограничивают их. Это ведет к обогащению их жизни, заключающемуся в том, чтоони начинают видеть больше возможностей выбора, находить больше возможностейиспытывать радость и богатство переживаний, которые жизнь может импредложить. В соединении с другими умениями, которыми вы, какпсихотерапевты, владеете, процесс роста и изменения пациента может бытьзначительно ускорен. Этот язык роста и представляет собой, по сути, главноесодержание «Структуры магии». КАРТА — ЭТО НЕ ТЕРРИТОРИЯ Один из важнейших выводов, к которому мы пришли в «Структуре магии I»— это то, что карта неизбежно отличается от территории, представленной наней, и каждая карта непременно отличается от любой другой карты. Вдействительности, говоря о карте, мы имели в виду ряд карт, возникающих примоделировании нашего опыта посредством так называемых репрезентативныхсистем. ВХОДНЫЕ КАНАЛЫИмеется три основных входных канала, через которые мы, поскольку мылюди, получаем информацию об окружающем нас мире. Это зрение, слух икинестетическое чувство (Два остальных сенсорных входных канала — чаще:обоняние и вкус, по-видимому, представляют собой редко применяемые способыполучения информации о мире). По каждому из этих трех сенсорных входных каналов в нас непрерывнымпотоком поступает информация, используемая нами для организации собственногоопыта. В каждом из этих входных каналов имеется ряд специализированныхрецепторов, передающих конкретные разновидности информации. Например, внутриглаза физиологи различают хроматические (цветовые) рецепторы-консынаходящиеся в центре глаза, и ахроматические (нецветовые) рецепторы, —палочки, расположенные в его периферической части. В кинестетическом входномканале также выявлены специализированные рецепторы, воспринимающие давление,температуру, боль и глубинные ощущения (проприоцепторы). Число различий вкаждом из входных каналов ограничено числом специализированных рецепторов,имеющихся в каждом из этих каналов. Различные сочетания или паттерны стимулирования одного или более изэтих специализированных рецепторов f в каждом из имеющихся сенсорных каналовпорождают информацию более сложной природы. Например, привычное для каждогоиз нас ощущение сырости можно разложить как ощущение от несколькихкинестетически различных, специализированных рецепторов, размещенных внутриэтих рецепторов, основных рецепторов. Кроме того, информация, поступившая понескольким входным каналам, может перемешиваться, в результате чеговозникает информация еще более сложной природы. Ощущение фактуры, например,возникает как сочетание визуальных, кинестетических и (в некоторых случаях)аудиальных стимуляций. Здесь нам важно указать лишь то, что информация, поступившая через одинвходной канал, может храниться и репрезентироваться в карте или модели, несовпадающей с этим каналом. Наша способность, представлять визуальную информацию в формеестественного языка, т.е. в виде слов, словосочетаний и предложений нашегоязыка, представляет собой, очевидно, наиболее распространенный пример этогоявления. Не в меньшей мере распространена, наверное, хотя не всегда осознается,способность формировать картины или образы, основываясь на информации,поступающей к нам через аудиальный канал. Я слышу, как шипят и потрескиваютполенья, горящие в камине у меня за спиной. Основываясь на этой аудиальнойинформации, я создаю визуальный образ горящих поленьев. То есть, исходя изаудиального входного сигнала, я создаю визуальный образ. Если, вы, читатель,на мгновение прервете чтение и прислушаетесь, не поднимая глаз к доносящимсяс разных сторон звукам, вы обнаружите, что основываясь на воспринятых вамизвуках, вы способны построить множество образов. Ниже мы особо остановимсяна этой способности издавать репрезентации информации, входящей в один извходных каналов, основываясь на информации, поступающей по другому каналу. РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫУ каждого из нас есть несколько различных способов репрезентациисобственного взаимодействия с миром. Ниже описывается несколько конкретныхрепрезентативных систем, которыми каждый из нас может воспользоваться длярепрезентации собственного опыта. У нас есть пять несомненных чувств, посредством которых мысоприкасаемся с миром — мы видим, мы слышим, мы ощущаем, мы обоняем, мыиспытываем вкусовые ощущения. В придачу к этим сенсорным системам у нас естьеще языковая система, которую мы также применяем, чтобы репрезентироватьсобственный опыт. Свой опыт мы можем хранить в репрезентативной системе,которая теснее других связана с каналом, по которому этот опыт былвоспринят. При желании мы можем закрыть глаза и создать визуальный образ, гдекрасный квадрат перемещается сначала на зеленое, а затем на голубое поле; мыможем представить себе спираль, серебро на черном фоне, которая медленновращается против часовой стрелки; наконец мы можем представить себе образочень хорошо знакомого нам человека. Мы можем закрыть глаза (или незакрывать их) и, упершись руками в стену и, толкая ее изо всех сил, ощущаянапряжение мышц рук и плеч и воспринимая фактуру пола ногами, вызвать в себекинестетическую репрезентацию (телесное чувство). Мы можем также представить себе вызывающее мурашки в теле ощущениетепла от горящего костра, или ощущение от нескольких одеял, покрывающих нашиусталые тела, когда мы мягко тонем в перине. Закрыв глаза или не закрываяих, мы можем вызвать аудиальную репрезентацию (звуковую) — стук дождевыхкапель о стекло, перекаты далекого грома, скрежет шин об асфальт или резкийзвук клаксона в разноголосье большого города. Закрыв глаза, мы можем вызватьвкусовую репрезентацию терпкого аромата лимона, сладость меда илисолоноватость плода оливкового дерева. Мы можем закрыть глаза (а можем незакрывать их) и вызвать обонятельную репрезентацию ароматной розы,прокисшего молока или дешевого одеколона. Некоторые из вас могли заметить, как, читая описание предыдущегоабзаца, вы действительно видели конкретный цвет или движение, ощущалитвердость, теплоту и шероховатость, слышали конкретный звук; ощущалиопределенные вкусовые или обонятельные ощущения. Возможно, вы испытали всеописанные ощущения или некоторые из них. Некоторые из них отличались большейостротой и непосредственностью по сравнению с другими. В отношении женекоторых из приведенных описаний у вас, возможно, полностью отсутствуетсоответствующий опыт. Именно эти различия в опыте разных людей мы иописываем. Те из вас, у кого появляется ясная четкая картина какого-либоопыта, обладают богатой, хорошо развитой визуальной системой репрезентации.Те, кому удалось рельефно ощутить вес, температуру или фактуру, обладаютутонченной, хорошо развитой кинестетической репрезентативной системой. И такдалее по отношению ко всем возможным путям, описанным нами пяти чувствам,которыми мы, будучи людьми, располагаем для репрезентации собственногоопыта. Отметим, что в описании последнего абзаца чего-то не хватает. А именно:каждое из описаний предыдущего абзаца, относящееся к визуальным,кинестетическим, аудиальным, вкусовым и обонятельным ощущениям, опытам,репрезентировано не средствами соответствующих сенсорных систем, а скорее,средствами совершенно другой системы — языковой системы — дискретнойрепрезентативной системы. С помощью слов, словосочетаний и предложений мыописываем переживания, испытываемые нами в различных репрезентативныхсистемах. Для этого мы тщательно выбираем слова — если мы, например, хотимописать что-то в визуальной репрезентативной системе, то выбираем такиеслова, как: черный. четкий. спираль. образ Если мы хотим описать что-либо в аудиальной системе, мы выбираем такиеслова, как: дребезжащий. тихий. визг. вопль Данное предложение служит примером того, как мы репрезентируем свойопыт с помощью языка. Наша способность репрезентировать испытываемое нами вкаждой из имеющихся у нас в наличии репрезентативных систем с помощью слов,— то есть средствами дискретной системы — служит указанием на одну изнаиболее полезных характеристик языковых репрезентативных систем — ихуниверсальность. Это значит, что, применяя языковые репрезентативныесистемы, мы можем представить опыт, воспринимаемый нами через любую издругих репрезентативных систем. Язык может применяться вами для созданиякарты нашего мира. Произнеся предложение: Он показал мне несколько ярких снимков.. мы создаем языковую карту нашей визуальной карты того или иного опыта,испытанного нами в жизни. Создавая языковую репрезентацию, мы можемкомбинировать наши репрезентативные системы. Строя предложение: Она шагнула назад, споткнувшись о пронзительно кричащее животное,корчащееся от боли и едкого дыма, застилавшего густыми клубами солнечныйсвет. мы применяем репрезентацию, предполагающую целую серию шаблонов-картнашего опыта, по крайней мере, по одной для каждой из пяти общепринятыхрепрезентативных систем. Например; шагать назад корчиться кричать застилать боль горький Предполагает визуальную и кинестетическую карты —«— визуальную и кинестетическую карты —«— визуальную и кинестетическую карты — аудиальную карту —«— визуальную и кинестетическую карты —«— кинестетическую карту —«— вкусовую и обонятельную карты Язык выступает не только как средства для создания пяти карт длярепрезентативных систем, он позволяет, к тому ж, создать карту самого себя.Например, предыдущее предложение представляет собой репрезентацию средствамиязыковой системы одного из наиболее характерных свойств как самой этойрепрезентативной системы <языка), так, впрочем, и данного предложения.Языковые репрезентативные системы -- это рефлексивные системы,мета-репрезентативные системы, то есть, мы можем построить языковую модельсамого языка и можем, кроме того, применять его для создания карт другихпяти репрезентативных систем. Тут вы, наверное, уже заметили, что воссоздавать опыт в одной изрепрезентативных систем вам легче, чем в других, в которых ваши переживанияне столь яркие. Например, вы можете закрыть глаза и увидеть в подробностяхвнешность вашего ближайшего друга, но испытываете затруднения, пытаясь вполной мере испытать запах розы. Или же, возможно, вам легко вспомнитьзвучание клаксона такси, но трудно нарисовать в своем воображении своегоближайшего друга. В определенной степени, каждый из нас обладаетспособностью создавать карты, а каждой из пяти репрезентативных систем. Темне менее, одну из этих репрезентативных систем, мы склонны применять вкачестве карты чаще, чем другие. Кроме того, в этой же репрезентативнойсистеме у нас больше различий, позволяющих кодировать собственный опыт. Этозначит, что одну или более репрезентативных систем мы ценим больше других2). Например, те из вас, у кого наиболее часто применяемой репрезентативнойсистемой является визуальная, смогут, закрыв глаза, ярко представить себекрасный квадрат, который затем становится зеленым и, наконец, голубым. Вытакже сумеете вызвать в воображении богатый, четкий образ своего друга. Выдумаете, вероятно, что другие читатели этой книги обладают тем же опытом.Это, однако, не всегда так. Различные репрезентативные системы в различнойстепени ценятся разными людьми. В различной степени они у них развиты,причем это различие часто бывает выражено очень резко. Некоторым людямприходится прилагать значительные усилия в течение длительного времени,чтобы вызвать живое зрительное представление, в то время как другим удаетсясделать это мгновенно. Такие резкие колебания в способности создаватьзрительную репрезентацию характерны и для остальных репрезентативных систем. Таким образом, карта и модель каждого индивида отличается, понеобходимости, как от мира, так и от карт и моделей, создаваемых другимилюдьми. Более того, у каждого человека, наиболее часто применяемаярепрезентативная система может отличаться от наиболее часто применяемойрепрезентативной системы другого человека. Основываясь на этом факте, т.е.на том, что ведущая репрезентативная система индивида Х отличается отведущей репрезентативной системы индивида У -- можно предсказать, что каждыйиз них, столкнувшись с "одним и тем же" опытом действительного мира, будетпереживать его чрезвычайно по-разному. Например, когда какое-либо произведение слушает музыкант, он болееполно воспринимает это произведение -- он способен обнаружить,репрезентировать и насладиться такими сочетаниями звуков, которые недоступнывосприятию человека, у которого ведущей системой репрезентации являетсязрительная система, независимо от того, осознается это им или толькопроявляется в поведении. Художник может ощущать такие оттенки в своем опытезахода солнца, которыми не располагает индивид, у которого наиболее развитойрепрезентативной системой оказывается кинестетическая репрезентация. Знатоктонких вин заметит такие различия в букете и в аромате отдельных вин,которые не заметны для людей, у которых вкусовая и обонятельная системы,работающие в сочетании, не являются наиболее развитыми репрезентативнымисистемами. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВЕДУЩУЮ РЕПРЕЗЕНТАТИВНУЮ СИСТЕМУ Для того чтобы определить, какая именно репрезентативная системаявляется у пациента ведущей, необходимо всего лишь обратить внимание напредикаты, с помощью которых пациент описывает свой опыт. Описывая свойопыт, пациент обычно выбирает (как правило, неосознанно) слова, которыенаилучшим образом репрезентируют его опыт. Среди этих слов имеется особоемножество, которое называется предикатами. Предикаты -- это слова,применяемые для описания различных частей опыта того или иного индивида,которые соответствуют процессам и отношениям, присутствующим в его опыте.Предикаты проявляются в виде глаголов, прилагательных и наречий, применяемыхв предложениях, с помощью которых пациент описывает свой опыт. Например, вследующей фразе (предложении) есть примеры каждой из описываемых, вышеперечисленных категорий предикатов: Она ясно видела пурпурные пижамы. В этом предложении имеются следующие предикаты: глагол: видела прилагательное: пурпурный наречие: ясно УПРАЖНЕНИЯТеперь мы предложим вам три упражнения, которые позволят вам: А. Развить способность к узнаванию предикатов. Б. Определить репрезентативную систему или системы, связанные с каждымиз предикатов. В. Обратите внимание на предикаты, применяемые несколькими конкретнымилицами. УПРАЖНЕНИЕ А ПредикатыУкажите предикаты, присутствующие в каждом из предложений, приведенныхниже: Глядя, как она держит плачущего ребенка, он чувствовал, что емустановится тошно. глаголы: глядя держит становится чувствовал прилагательное: ползущий наречие: тошно Ослепительная женщина проследила взглядом за тем, как серебристыйавтомобиль мелькнул мимо мерцающей витрины. глаголы: следить мелькнуть прилагательные: ослепительная серебристый мерцающая Услышав резкий визг шин об асфальт тихой улицы, он громко вскрикнул. глаголы: вскрикнул услышав прилагательное: тихая наречие: громко Человек коснулся рукой сырого пола отсыревшего здания. глаголы: коснуться прилагательное: сырой, отсыревший УПРАЖНЕНИЕ Б Идентификация репрезентативных систем по предикатам После того, как вы установили предикаты в вышеприведенных предложениях,вернитесь к ним и определите, какая репрезентативная система или системысвязаны с каждым из них. Обратите внимание на то, что некоторые предикаты несвязаны однозначно с какой-либо из репрезентативных систем. Например,предикат «легкий» может быть связан либо с кинестетической репрезентативнойсистемой, либо с визуальной, в зависимости от контекста его употребления, а,например, предикат «напрягаться» в таком предложении, как: Тело ее напряглось. может относиться к визуальной или кинестетической репрезентации, потомучто опыт, описанный в данном предложении, можно проверить тактильно иливизуально, наблюдая за напряжением мышц на теле. Чтобы сориентироваться в тех случаях, когда вы не уверены, о какойименно репрезентативной системе идет речь в том или ином случае, задайтесебе вопрос о том, что бы вы сделали для проверки описания, задаваемогопредикатами в предложении, в котором они присутствуют. Здесь мы хотели бы сообщить, что наиболее распространенной реакцией намысль о том, что репрезентативную систему можно установить по применяемымпредикатам, на наших семинарах была реакция недоверия. Мы хотели бы, чтобывы поняли, что лишь очень малая часть общения на естественном языкеоказывается на самом деле метафорической. Большинство людей, описываясобственный опыт, даже в малозначащем разговоре, обыденном разговоре,буквальны в своих выражениях. Высказывания вроде: «Я вижу, что вы говорите» чаще всего употребляетсялюдьми, организующими свой мир средствами визуальных образов. Это люди, укоторых ведущей репрезентативной системой является визуальная система. Они вбуквальном смысле превращают то, что слышат в «картины». Сначала нашистуденты не верят в это. Затем они начинают по-новому прислушиваться к тому,что люди говорят, и поражаются, как много можно, оказывается, узнать такимобразом о самих себе и о других людях. Наконец, они осознают ценность этогознания. Мы надеемся, что вы начнете прислушиваться к самим себе и к другимлюдям. Чтобы развить эти навыки, предлагаем вам следующее упражнение. УПРАЖНЕНИЕ В Как определить предикаты какого-либо конкретного человекаВыбирайте каждый день какого-либо конкретного человека и обращайтевнимание на предикаты, применяемые этим человеком. Говоря конкретно,определите предикаты и репрезентативную систему, с которой они связаны.После того, как вы в течение некоторого времени прислушивались к речи этогочеловека и установили, какая репрезентативная система у него ведущая,обратитесь к нему с прямым вопросом о том, как он в данный момент времениорганизует свой опыт. Если ведущей репрезентативной системой этого человека являетсявизуальная система, задайте следующие вопросы: — вызываете ли вы в своем воображении картины, зрительные образы? — Появляются ли в вашем сознании зрительные образы и представления? — Можете ли вы увидеть то, о чем я говорю? Если у такого человекаведущая репрезентативная система кинестетическая, задайте ему следующиевопросы: — Ощущаете ли вы то, что я говорю? — Чувствуете ли вы то, что я говорю? К человеку с ведущей аудиальнойрепрезентативной системой можно обратиться с вопросами: — Слышите ли вы у себя в голове голоса? — Слышите ли вы то, что я говорю вам, в голове? » Попробуйте выполнитьэти упражнения. Уверяем вас, что с их помощью вы сможете узнать многоинтересного о самом себе и о других. Настойчиво рекомендуем вам задаватьразные вопросы разным людям, которые помогут поменять вам природу того, каклюди организуют свой опыт в этих различных модальностях. ВЫХОДНЫЕ КАНАЛЫЛюди не только представляют свой опыт средствами различныхрепрезентативных систем. Они, кроме того, строят свое общение, основываясьна своих ведущих репрезентативных системах. Общение, или коммуникация,осуществляется в различных формах, таких, например, как язык, позы, жесты,различные особенности голоса и т.д. Эти различные формы мы называемвыходными каналами. К обсуждению этих различных форм мы обратимся дальше вэтой же книге. МЕТА — Что же из этого следует? КАК ЗАГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ ПАЦИЕНТА? До сих пор мы описывали различные способы, с помощью которых людиорганизуют свой опыт, вырабатывая наиболее часто используемыерепрезентативные системы, такие как визуальная, кинестетическая иаудиальная, а также репрезентативная система естественного языка. Этаинформация, касающаяся способа, с помощью которого пациенты организуют своимиры, если ее понять, может оказаться полезной для вас в целом рядеотношений. Во-первых, способность психотерапевта достаточно полно понять,каким образом его пациенты испытывают и представляют себе мир, позволит емулучше создавать опыт, который можно применять для того, чтобы изменитьжизнь. В главе 6 «Структуры магии I» мы описали ряд способов, которые должныпомочь психотерапевту разобраться в том, какая именно методика лучше всегоподходит в том или ином случае. Если, например, пациента преследуютапокалиптические страхи перед каким-либо грядущим событием, по отношению ккоторому у него нет референтной структуры, могут помочь направленнаяфантазия или же спонтанная последовательность снов. При этом вы, возможно,догадались уже, что в случае визуализирующих пациентов фантазии окажутсяболее эффективным средством, чем в случае аудиальных пациентов. А, во-вторых, рассмотрим, каким образом вы, будучи психотерапевтом,могли бы помочь пациенту в инсценизации, т.е. повторном проигрываниипрошлого опыта. Если пациент организует свой опыт главным образом с помощьювизуальных средств (с помощью картины), тогда один из способов дать емувозможность репрезентировать опыт, создаваемый в процессе инсценизации,состоит в том, чтобы позволить ему самому выбрать людей, участвовавших в егопрошлом опыте, в итоге, пациент действительно сможет видеть инсценизацию. Если же пациент организует свой опыт кинестетически (через телесныеощущения), тогда активное участие пациента в исполнении ролей людей,участвовавших в его прошлом опыте, более эффективно поможет ему воссоздатьчувства всех участников инсценизации. В «Структуре магии I» уже говорилось, что один из способоввыхолащивания людьми собственного мира — ограничение собственныхвозможностей, устарение выборов, имеющихся в распоряжении, т.е. в опущениинекоторой части их опыта. Когда человек откладывает в сторону целую репрезентативную систему, егомодель и его опыт уменьшаются в объеме. Идентифицируя репрезентативныесистемы, применяемые пациентом, психотерапевт начинает понимать, какиеименно части мира, в состав которых входит сам психотерапевт, доступны егопациенту. Если, например, в модели пациента есть какое-либо ограничение,способное вызвать у него страдание, причем из паттерна взаимодействия смиром, блокирующего изменение пациента, следует, что тот должен уметьрепрезентировать свой опыт с помощью визуальной репрезентативной системы,психотерапевту понятно, какого рода опыт он должен построить, чтобы помочьпациенту в его изменении. Помогая пациенту воссоздать старый или создатьновый способ организации собственного опыта с помощью тактильных ощущенийили ясного видения или острого слуха, психотерапевт вместе с пациентомиспытывают мощные воодушевляющие их переживания. ДОВЕРИЕВторым, вероятно, самым важным результатом понимания психотерапевтомрепрезентативной системы пациента, является доверие. Большинствопсихотерапевтов придают доверию пациента очень большое значение, однако,мало кто учит, как можно его заслужить, тем более, что непонятно, как этоможно объяснить в четкой доступной форме. Пациент почувствует к вам доверие, когда он уверует, во-первых, в то,что вы понимаете его, во-вторых, что вы можете помочь ему взять от жизнибольше, чем это удавалось до сих пор. Важно понять, в этом случае, что,каким образом, благодаря какому конкретному процессу у пациента формируетсяэта вера. Ответ на это тесно связан с ответом на вопрос о том, с помощью какойрепрезентативной системы пациент организует свой опыт. Пусть мы имеем дело спациентом, у которого развита кинестетическая репрезентативная система.Сначала мы выслушаем его описание собственного опыта, затем убедимся, чтоправильно понимаем сообщаемое им (его модель мира), и, наконец, будемстроить свои вопросы к пациенту, т.е. фактически структурировать своеобщение с ним, применяя в них кинестетические предикаты. Поскольку данныйконкретный пациент организует свой опыт кинестетически, поскольку употребляяв общении с ним кинестетические предикаты, мы облегчаем ему понимание нашихсообщений и помогаем ему поверить (в данном случае почувствовать), что мыпонимаем его. Этот процесс выбора предикатов, направленный на то, чтобы наши пациентылучше и легче понимали нас, — основа и начало доверия. Пациент, подобныйтому, что описан выше, почувствует, что раз психотерапевт понимает его, тоон может и помочь ему. УПРАЖНЕНИЕ Согласование предикатовВыбирайте себе каждый день какого-либо человека для наблюдения,определяйте, внимательно прислушиваясь к его речи, какая репрезентативнаясистема у него ведущая. Затем, воспользовавшись таблицей перевода (см.ниже), модифицируйте свои языковые реакции так, чтобы они согласовались сего языковыми реакциями. Значение: Я (не) понимаю вас кинестетик: Я (не)чувствую, что то, что вы говорите правильно. видео: Я (не) вижу, что выговорите. аудио: Я (не) слышу вас достаточно отчетливо. Значение: Я что-тохочу сообщить вам кинестетик: Я хочу, чтобы вы что-то почувствовали. видео: Я хочу вам что-то показать / показать картину чего-то. аудио: Яхочу, чтобы вы внимательно выслушали, что я вам скажу. Значение: Опишите мне свой опыт в данный момент кинестетик: Позвольтемне коснуться того, что вы сейчас чувствуете. видео: Нарисуйте / покажитемне ясно картину того, что вы сейчас говорите. аудио: Расскажите мне подробнее о том, что вы сейчас говорите. Значение: Мне нравится, как я сейчас испытываю/ что я сейчас испытываю от вас и от себя. кинестетик: У меня этовызывает хорошие чувства. У меня хорошее ощущение от того, что мы с вамиделаем. видео: Это кажется мне поистине блестящим и ясным, аудио: Я слышу вэтом действительно что-то хорошее. Значение: Вы понимаете, что я говорю?кинестетик: Чувствуете ли вы, что то, к чему вы сейчас прикасаетесь, этоименно то, что надо? видео: Видите ли вы то, что я вам показываю? аудио: Вы хорошо слышите,что я вам говорю? Применяйте реакции, соответствующие его репрезентативной системе.Пользуйтесь этой таблицей следующим образом: в крайнем левом столбцесодержится значение, которое вы на самом деле хотите сообщить своемупациенту. В соседних столбцах даны эквиваленты, представленные средствамитрех репрезентативных систем. Осознанно подбирая предикаты так, чтобы они согласовывались спредикатами человека, с которым вы предполагаете общаться, вы сумеетедобиться большей четкости и непосредственности в общении с ним. После того, как вы усвоите идею репрезентативных систем, у вас появитсяоснова, на которой вы сможете структурировать опыт общения с пациентами. Этопозволит вам помочь им начать действовать в трудных ситуациях по-новому,обогатит их жизнь, добиться осуществления желаний, способных превратить ихжизнь в положительный опыт личностного развития и роста. МЕТА-ТАКТИКА I. Согласовывать и не согласовывать предикаты Когда вы говорите или задаете своим пациентам вопросы, вы не простообмениваетесь словами. Мы посвятили целый том «Структуры магии I» тому,чтобы научить вас задавать вопросы, вытекающие из форм ПоверхностныхСтруктур (ПС), употребляемых пациентами в речи в процессе общения.Репрезентативную систему, связанную с предикатами, применяемую в речипациентов, мы называем Мета-формой. Если вы хотите, чтобы ваш пациентпонимал вас и доверял вам, вам следует выбирать предикаты, которыесогласуются с его предикатами. Стремясь получить от пациента нужнуюинформацию, стройте свои вопросы, ориентируясь на ведущую систему пациента:это позволит ему отвечать вам легче и ясней. Обращаясь с вопросом квизуализирующему пациенту, вопросы можно строить таким образом: Как вы смотрите на эту ситуацию? В чем вы видите для себя препятствие?Применяя нашу Метамодель в разговоре с кинестетиком, мы спросим его: Что вы чувствуете в этой ситуации? В чем вы видите для себяпрепятствие? Переключение с одних предикатов на другие указанным образомпозволит вашим пациентам сообщить в ответах на ваши вопросы значительнобольший объем информации. В прошлые годы в ходе наших семинаров, мывстречались с психотерапевтами, которые задавали своим клиентам вопросы,совершенно не подозревая о том, какие именно репрезентативные системы приэтом применяются. Как правило, они употребляли предикаты, связанные со своейсобственной репрезентативной системой, ведущей системой. Покажем это напримере: П (видео): Мой муж не видит во мне человека, представляющего для негоценность. В (кинестетик): Какие чувства вы испытываете по этому поводу? П (видео): Что? В (кинестетик): Какие чувства вы испытываете из-за того, что ваш муж нечувствует в вас человека? П (видео): Это сложный вопрос. Я даже не знаю. Разговор между ними длился довольно долго, и они никак не могликоснуться сути дела, пока, наконец, психотерапевт не заявил авторам, выйдяиз кабинета: «Я чувствую себя совершенно разбитым. Она сопротивляется всеммоим действиям». Мы не раз были свидетелями того, как часто час за часом уходили впустуюа результате этой ошибочной коммуникации психотерапевтов со своимипациентами. Психотерапевт, которого мы цитировали выше, старался как могпомочь своей пациентке, пациентка стремилась сотрудничать с ним в этом, приэтом никто из них не чувствовал, что они пользуются различнымирепрезентативными системами. Отношения между людьми в подобных случаяхстановятся обычно сумбурными и утомительными. В итоге, когда общаться друг сдругом пытаются люди, пользующиеся различными наборами предикатов, этозаканчивается, как правило, навешиванием ярлыков друг на друга. Кинестетики обычно жалуются на аудиальных и визуальных собеседников,обвиняя их в бесчувственности. Визуалисты упрекают аудиалистов в том, что тене обращают на них внимания, поскольку во время разговора не смотрят им вглаза. Аудиалисты жалуются, что кинестетики их не слушают и т.д. В конечномитоге всех недоразумений представители одной группы расценивают поведениедругой группы как намеренно недоброжелательное и патологическое. Вернемся,однако, к фундаментальной посылке, сформулированной нами в «Структуре магииI»: «Стремясь понять, каким образом люди продолжают причинять себестрадания и неудовлетворенность, важно осознавать, что они не испорчены, неслабоумны и не больны. Фактически, они делают лучший выбор из имеющихся в ихкартине мира, модели мира. Иначе говоря, поведение людей, каким бы страннымоно не казалось, окажется вполне осмысленным, если суметь взглянуть на негов контексте выборов, порожденных их моделями мира». Если модель какого-либо индивида построена на зрительных впечатлениях,то его неумение ответить на вопрос, предполагающий кинестетическуюрепрезентацию, является отнюдь не формой сопротивления, а скорее,свидетельством границ его модели. Его неспособность давать ответы на такиевопросы психотерапевт может воспринять как определенное достоинство, ибо онаподсказывает ему, какая именно разновидность опыта поможет пациентураздвинуть границы собственной модели. Поскольку модель даннойнепосредственной пациентки основывалась, главным образом, на зрительныхвпечатлениях, источником ее неудовлетворенности собственным мужем могло бытьотсутствие кинестетической и аудиальной репрезентации. Так оно вдействительности и оказалось, когда авторы вместе с психотерапевтомвернулись к пациентке и получили от нее в ходе дальнейшего разговораследующую информацию: Пациентка считала, что муж не видит в ней человека, представляющего длянего личность. В: Откуда вы знаете, что он в вас не видят человека, представляющегодля него ценность? П; Я для него наряжаюсь, а он этого даже не замечает. (Пациенткапредполагает, что у ее мужа, как и у нее самой, визуальная модель мира). В: Откуда вы знаете, что он этого не замечает? П: Он облапывает меня и совершенно на меня не смотрит. (Он реагируеткинестетически, а не стоит на достаточном удаления от нее, чтобы хорошорассмотреть ее). Здесь психотерапевт может начать объяснять женщине, что ее картатерритории — это не сама территория в двух отношениях. Во-первых, он можетрассказать ей о том, что ее муж испытывает мир иначе, не так, как она сама,и что ее чтение мыслей (см. «Структуру магии 1», глава 4) вовсе не передаетреальности ее мужа. Возможно, что на самом деле он заметил ее и отреагировал на этосогласно собственной модели мира (т.е. кинестетически). Во-вторых,психотерапевт может приступить к разработке у этой женщины кинестетическойрепрезентации, которая в ряде отношений расширит ее карту мира. Один из способов добиться этого состоит в том, чтобы осознанноподбирать предикаты, согласующиеся между собой, а не употреблять наобумнесогласованные предикаты. Психотерапевт может спросить пациентку: В: Что вы чувствуете, когда видите, что ваш муж не замечает вас? Задавая вопрос, психотерапевт допускает возможность, что пациентка несумеет ответить на него. Если она, действительно, не может этого сделать,психотерапевт может приступить к развитию у нее кинестетическойрепрезентативной системы. В: Закройте глаза и представьте мысленно мужа. Вы можете видеть его?(Пациентка кивает головой). Хорошо. Теперь вы опишите мне, что вы видите. П: Сидит он на стуле и не обращает на меня внимания. В: Представляя себе этот образ, обратите внимание на ощущения в желудкеили на напряжение мышц в спине или мышц рук. Что вы чувствуете, глядя навашего мужа? П: Я не могу сказать точно. В: Скажите, как получится. П: Мне кажется, спина у меня напряжена. Позанимавшись таким образом, в течение некоторого времени ваши пациентысмогут развить репрезентативные системы, позволяющие им создавать карты. Этонеизбежно приведет к тому, что они смогут делать новые выборы. В течение долгого времени сторонники различных подходов к психотерапиинавязывали другим свои решения, считая их единственно правильными, одникритиковали слуховую репрезентацию за то, что она аналитична, заявляя приэтом, что необходим тесный контакт, более плотное соприкосновение спациентом. Наш опыт показывает нам, что нам нужен весь наш потенциал безвсякого изъятия; и кинестетический, и визуальный, и слуховой. Техники иформы различных психотерапевтических подходов содержат в себе богатейшиересурсы для достижения этой цели. Во многих психотерапиях предлагаютсятехники, предполагающие более плотное соприкосновение между людьми. Вомногих других содержатся техники, усвоение которых помогает людям яснеевидеть происходящее в их жизни. Есть техники, которые помогают лучшеслышать мир. Предполагаемая разновидность использования техник всех имеющихся впсихотерапии подходов может помочь вам получить более надежные результаты сбольшим числом пациентов. II. Переключение с одной репрезентативной системы на другую Мы уже не раз отмечали в «Структуре магии I», что, когда к нам приходятлюди, страдающие, чувствующие свою стесненность, отсутствие достаточныхвыборов, мы открываем, что их мир достаточно богат и разнообразен для того,чтобы они могли получить в нем все, что им хочется, однако применяемый имиспособ репрезентации мира недостаточно богат и разнообразен, чтобы позволитьим получить в нем то, чего им хочется. Другими словами, как каждый из наспредставляет собственный опыт — будет либо причинять ему страдания и боль,либо позволит участвовать в живом процессе развития и роста. Конкретно, еслимы решим (осознанно или нет) представлять определенные разновидности опыта спомощью той или иной из имеющихся у нас репрезентативных систем, то мы либобудем причинять себе страдания, либо создадим возможность богатого выборадействий. Ниже описываются примеры этого процесса. Заметьте, что в каждом изописанных случаев мета-тактика переключения с одной репрезентативной системына другую позволяет пациенту преодолеть страдание или устранить препятствиена пути к дальнейшему росту и изменению. Джордж, молодой человек лет 30 согласился поработать с нами на одном изсеминаров. Его попросили выйти на середину комнаты, сесть на стул и сказать,над чем бы он хотел поработать. Он начал с довольно сумбурного рассказа оразличных событиях прошедшего дня, а затем, поморщившись от боли, прервалсвой рассказ и пожаловался на сильную головную боль, беспокоившую его уженесколько часов. Он заявил, что из-за головной боли он никак не могсосредоточиться на рассказе. Психотерапевт решил заняться непосредственноего физической (кинестетической) репрезентацией, применив для этогомета-тактику. Прислушиваясь внимательно к выбору предикатов в речи Джорджа,когда тот излагал свои жалобы, психотерапевт пришел к выводу, что ведущейрепрезентативной системой Джорджа является визуальная система. Об этомсвидетельствовали, например, такие высказывания: Не вижу, каким образом моя головная боль связана с. Я стараюсь следить, чтобы. Я выражаюсь не слишком ясно. Если бы мне удалось показать вам. Затем психотерапевт поставил пустой стул напротив стула, на которомсидел Джордж, и сказал: П: Джордж, глядите на этот стул перед вами: вы видите, что он сейчаспуст. Теперь закройте глаза, сфокусировав в своем представлении яркий ичеткий образ того пустого стула, расположенного напротив вас. Теперь,нарисуйте мне картину своей головной боли, применяя как можно более живые икрасочные слова. Я хочу, чтобы вы видели в деталях, как ваши мышцыпереплетаются между собой, вызывая одна в другой напряжение, причиняющее вамболь. Вы видите все это четко и ясно? Джордж: Да, я все это вижу. (Джордж описывает с помощью визуальныхтерминов, а психотерапевт помогает ему, задавая вопросы, в которых тожеприменяет визуальные предикаты). П: Теперь, Джордж, дышите глубоко и ритмично (с этими словамипсихотерапевт приближается к Джорджу и словесно и кинестетически,прикосновениями, помогает выработать глубокое и ритмичное дыхание). Теперь,Джордж, я хочу, чтобы вы ясно видели, как с каждым выдохом, сделанным вами,вы выдыхаете из себя всю свою головную боль. Я хочу, чтобы вы видели, какболь, медленно растворяясь и клубясь, выходит из вашей головы через нос ивытекает у вас из ноздрей, с каждым глубоким выдохом, вытесняющим,выталкивающим наружу это облако растекающейся, вихрящейся боли,устремляющейся к пустому стулу, расположенному напротив вас. Смотрите нанее, представляете себе четкий образ боли, сгущающейся на стуле с каждымвыдохом, вытесняющим ее из вас. Кивните мне головой, когда у вас создастсячеткий образ облака боли, расположенного на стуле напротив вас. Джордж кивнул, сообщив терапевту, что он выполнил требуемое от него.После этого психотерапевт помог Джорджу создать из этого клубящегося облакаболи, расположенного на стуле, образ с лицом и телом. Лицо и телопринадлежали человеку, с которым Джордж имел неоконченные и невыясненныедела. После того, как Джордж высказал все, что имел сказать этому человеку,психотерапевт наклонился к нему и спросил его, как он чувствует себя вданный момент. Джордж улыбнулся и с удивлением на лице произнес: «Я чувствуюсебя прекрасно, совершенно собранным, а головная боль совсем прошла!» Описанный выше процесс работы с молодым человеком, страдающим отголовной боли, занял всего несколько минут. Описанный процесс представляетсобой пример применения, эффективного применения мета-тактики II.(Анализируя его, мы отметили, что, когда люди репрезентируют некоторыеразновидности своего опыта с помощью кинестетической репрезентативнойсистемы, они могут причинять себе боль). Если в описанной ситуациипсихотерапевт может определить ведущую репрезентативную систему пациента(кроме кинестетической) — он сможет помочь пациенту в переотображении (илиперекодировании, или в перерепрезентировании) опыта, причиняющего боль, изкинестетической системы в другую ведущую репрезентативную систему. Другимисловами, психотерапевт предлагает пациенту переключить опыт срепрезентативной системы, причиняющей боль, на другую систему, которая болине вызывает. Причем этот опыт будет представлен в такой форме, с которойпациент способен справляться более эффективно. Основываясь на описанномслучае и на многих других, подобных ему, можно сделать вывод, что, когдапациент испытывает боль (что равносильно сообщению о том, что онпредставляет какой-то опыт, переживание кинестетически таким образом, чтоэто вызывает у него боль), психотерапевт может справиться с болью: а)установив, идентифицировав ведущую репрезентативную систему пациента (кромекинестетической); б) создав опыт, в котором пациент отображает свою кинестетическуюрепрезентацию средствами другой своей ведущей репрезентативной системы.Таким образом: Визуальная репрезентация Кинестетическая Аудиальная репрезентациярепрезентация У Дискретная репрезентация Отметим, что саму Метамодель можно рассматривать в качестве функцииотображения, обеспечивающей перенос опыта из любой репрезентативной системыв дискретную репрезентативную систему (словами, словосочетаниями,предложениями). Таким образом: Дискретная репрезентация Визуальная репрезентация Метамодель Аудиальная репрезентацияКинестетическая репрезентация Сьюзен, женщина лет сорока, выразила желание поработать в руководимойнами группе психотерапевтов. Ее попросили выйти на середину и сказать всем,над чем бы она хотела поработать. Она сказала, что ее беспокоят слишкомживые образы в ее воображении. Она сказала, что пыталась избавиться от этихобразов, но они преследуют ее и мешают заниматься другими нужными делами.Обратив особое внимание на предикаты, употребляемые пациенткой в речи,психотерапевт пришел к выводу, что ведущей репрезентативной системой у нееявляется кинестетическая репрезентативная система. Сьюзен попросили какможно более подробно, живо и красочно описать преследующие ее образы. Когдаона закончила описание, психотерапевт попросил ее повторить все сначала,потребовав от нее на этот раз, чтобы она представляла каждую из частей своихвизуальных образов кинестетически — то есть, чтобы она сама была частьюсвоих зрительных фантазий и испытала их непосредственно своим телом. На весьпроцесс ушло примерно 20 минут, причем в конце инсценизации Сьюзен заявила,что мучившие ее визуальные представления исчезли, и она чувствует огромныйприлив энергии и силы. Этот эпизод также свидетельствует о больших возможностях мета-тактикиII. Женщина, у которой ведущей репрезентативной системой являетсякинестетическая система, испытывала трудности в своих попытках избавиться отсерии зрительных образов. После того, как психотерапевт помог ей отобразитьопыт, представленный у нее средствами визуальной системы, ее переживаниеприобрело такую форму, при которой ей легче было справиться с ним, и онасмогла превратить его в источник собственной силы. Вывод из этого случаятаков, что, когда пациент испытывает трудности по отношению к какому-либоопыту, представленному в репрезентативной системе, отличающейся от ведущейрепрезентативной системы, отличную службу может сослужить отображение этогоопыта средствами ведущей системы. В ведущей системе индивид располагаетнаибольшим числом различений, обычно это система, в которой он способенсправляться со своим опытом наиболее эффективным способом. Таким образом: Репрезентативная система Х —> Репрезентативная система У где У—это ведущая репрезентативная система (пациента). III. Введение новых репрезентативных систем Третья мета-тактика, которую может применить терапевт, работающий срепрезентативными системами, состоит в дополнении референтной структурыпациента еще одной репрезентативной системой. При введений совершение новойрепрезентативной системы модель мира у пациента резко расширяется, открываяперед ним множество новых возможностей. Рассмотрим изменение опыта у индивида, который прежде организовывал еецеликом в терминах телесных ощущений (кинестетически), когда он вдругобретает способность репрезентировать свой опыт визуально. Это изменение вбуквальном смысле открывает ему новый взгляд на жизнь, новый способсовершать выборы, касающиеся жизненно важных решений. Мата-тактика IIIотличается от мета-тактики II в том отношении, что человек сохраняет свойопыт, как он представлен в наличной репрезентативной системе, добавляя приэтом новую репрезентацию того же опыта. В работе группы подготовки психотерапевтов участвовала Мэри Лу, женщинапримерно 45 лет. Наблюдая за Мэри Лу, когда та рассказывала группе о своихтрудностях, психотерапевт заметил, что всякий раз, когда она произносилакритическое замечание о собственном поведении, голос ее (тембр) резкоменялся. Она в буквальном смысле начинала говорить не своим голосом.Психотерапевт попросил Мэри Лу повторить несколько критических замечаний осамой себе, когда она делала это, он обратил ее внимание на то, какимголосом она при этом их произносила. Когда она закончила произносить критические замечания, критическиесамооценки, врач наклонился к ней и спросил, чьим голосом она при этомпользовалась. Она сразу же ответила, что это был голос ее отца. Тогдапсихотерапевт попросил ее закрыть глаза и услышать тот голос в голове. Оналегко справилась с заданием. Затем психотерапевт сказал ей, что слушая голосотца, она увидит, как шевелится его рот, увидит движения его губ,сопровождающие звучание слов. Когда она сделала это, он сказал ей, чтобы онаувидела остальные черты его лица. В течение некоторого времени психотерапевт работал с Мэри Лу, пользуясьголосом ее отца, помогая ей создать полную зрительную репрезентацию,согласующуюся с голосом, продолжавшем звучать в ее голове. Скоординироваввизуальную и аудиальную репрезентации друг с другом, психотерапевт применилэтот материал в качестве основы для инсценизации, в котором Мэри Луисполняла роль самой себя и своего отца. Таким образом, на завершающем этапев игру включились все три репрезентативные системы — аудиальная, визуальнаяи кинестетическая. Техника инсценизации, в основу которой первоначально былоположено использование аудиальной репрезентации, а затем уже добавлялисьдругие репрезентативные системы (визуальная и кинестетическая) — то естьмета-тактика III. Психотерапевт отмечает неожиданные изменения в пациенте, вего поведении. Применяя репрезентативную систему, в которой имело место этоизменение или сдвиг в качестве основы, на которой можно начать возводитьболее (новую репрезентативную систему) референтную структуру (см. «Структурумагии I», гл.6), психотерапевт отыскивает точку соприкосновения междурепрезентативной системой, в которой произошел вышеупомянутый сдвиг, ирепрезентативной системой, которую психотерапевт стремится добавить. Так какв рассматриваемом случае начальной репрезентативной системой была аудиальнаясистема (конкретно, это был голос просто другого человека), психотерапевтдобился сначала от пациентки, чтобы она построила зрительный образ рта, изкоторого слышался этот голос. Создав связь с некоторой частью новойрепрезентативной системы, психотерапевт может поработать с пациентом надтем, чтобы более полно разработать новую репрезентативную систему. Врезультате применения этой мета-тактики у пациента происходит резкоеувеличение репрезентации опыта, связанного с трудностями. Эта увеличеннаярепрезентация дает пациенту более широкую модель мира, из которой следуетболее богатый набор возможностей, позволяющий пациенту справляться со своимижизненными проблемами. В обобщенном виде мета-тактика III может бытьпредставлена следующим образом: а) идентифицировать опыт, зафиксированный в репрезентативной системе X,в связи с которым у пациента возникают трудности; б) отыскать точку соприкосновения между репрезентативной системой Х ирепрезентативной системой Y, относящуюся к этому опыту; в) опыт, первоначально представленный в X, разработать полностьюсредствами новой репрезентативной системы Y; г) повторить этап б). В наглядной форме: Репрезентативная система Х Репрезентативная Репрезентативная система Y система Репрезентативная система РЕЗЮМЕ ЧАСТИ 1 Утверждение Кожибского, что «карта — это не территория», верно в двухвесьма существенных отношениях. Во-первых, все мы, будучи людьми, создаем модели нашего мира ируководствуемся ими в своем поведении. Во-вторых, для представления или репрезентации опыта у нас есть целыйряд карт, различных карт — кинестетическая, визуальная, аудиальная,естественный язык и т.д. Эти карты нашего опыта репрезентируют не только туинформацию, которая поступает по входным каналам органов чувствнепосредственно в связанные с ними репрезентативные системы. Например, ямогу описать картину с помощью естественного языка, а другой человек можетуслышать мое описание и представить себе его в образах. Обычно, у людейимеется какая-нибудь одна ведущая репрезентативная система, причем другимидополнительными репрезентативными системами, которые имеются у нас враспоряжении, мы обычно пренебрегаем. Как установить ведущую репрезентативную систему того или иногочеловека? Это можно сделать, прислушиваясь к тому, какими предикатамиестественного языка этот человек пользуется при описании собственного опыта.Когда психотерапевт начинает пользоваться репрезентативной системой, которойпреимущественно пользуется его пациент, т.е. переключается на его наборпредикатов, он успешнее добивается доверия пациента, ибо этот прием сводитсяк тому, что врач фактически начинает говорить на языке своего пациента(доверие, конечно, не достигается только изменениями в употреблениипредикатов, в нем гораздо больше компонентов, но об этом ниже). После того, как вы в качестве психотерапевта поняли, как пациенторганизует свой собственный опыт, какой репрезентативной системой пользуетсяи какая из репрезентативных систем является у этого пациента ведущей, у васпоявляется возможность строить процесс психотерапии более плодотворно встратегическом отношении. Вы можете более успешно расширить модель мирапациента, сделав его самого более свободным, а его жизнь — богаче. ПРИМЕЧАНИЕ К ЧАСТИ 11. Мы обсуждаем здесь главные входные каналы. Опыт подсказывает нам,что мы постоянно получаем информацию через, по крайней мере, пятьобщепризнанных каналов: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Три канала: зрение, слух и осязание, мы выделяем в качестве основных, потому чтоименно через них поступает информация, доходящая обычно до нашего сознания.Убедительным свидетельством того, что информация поступает в нас и черездругие каналы, оказывается активация реакций, существенно важных длявыживания — например, запах дыма поступает в наше сознание почти мгновенно.Так что человек, воспринявший его, начинает поиск источника дыма независимоот того, чем именно он занимался до сих пор. Более того, наше исследование,проведенное нами как в психотерапии, так и в гипнозе, позволило намустановить, что некоторые вкусовые ощущения и запахи способны мгновенновызывать из памяти связанные с ними переживания, относящиеся к самомудалекому детству. Комплекс нейронов, по которым передается обонятельнаяинформация, представляет собой единственный комплекс путей из всех пятичувств, который на пути к коре головного мозга минует таламус. Мы убеждены при этом, что информация воспринимается людьми такжеблагодаря другим процессам, и не ограничивается пятью общепризнаннымичувствами. 2. Под ведущей репрезентативной системой мы имеем в виду систему,которой индивид обычно пользуется для того, чтобы ввести информацию в своесознание, т.е. такую систему, с помощью которой он обычно репрезентирует мири свой опыт самому себе. Как будет подробно показано в части II этого тома,у того или иного индивида может быть несколько наиболее часто употребляемыхсистем, причем он пользуется ими попеременно. Это обычное явление у людей синконгруэнтной коммуникацией, для которой характерна игра полярностей. Приэтом ни одну из имеющихся в распоряжении индивида репрезентативных системнельзя считать лучше других, хотя некоторые репрезентативные системы могутбыть более эффективны для выполнения тех или иных конкретных задач. Общаяглобальная стратегия, преследуемая нами в этой книге, заключается в том,чтобы помочь человеку приобрести возможность самому выбирать то, как онорганизует свой опыт. 3. Могут существовать и другие. Кроме того, мы пользуемся обонянием ивкусовыми ощущениями, чтобы вызвать давние, в особенности относящиеся кдетским годам, воспоминания, а также в качестве реакций, важных длявыживания, когда мы, например, воспринимаем запах от огня.

Рекомендуем прочесть:  Кот Глисты Опасно Ли Для Человека

* Часть II. ИНКОНГРУЭНТНОСТЬ *

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2020-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

* Часть II. ИНКОНГРУЭНТНОСТЬ *