Как Работает Мозг У Собак

Мозг и органы чувств собак

Мозг СОБАКИ ОБРАБАТЫВАЕТ и обобщает информацию, полученную от органов чувств, и, основываясь на ней, принимает решения. Хотя мозг средней собаки по весу составляет менее 0,5% веса ее тела, для эффективной работы ему нужно очень много питания, и он получает более 20% крови, проходящей через сердце. Деятельность мозга отчасти определяется фиксированной программой, заложенной в генах собаки. Точно так же, как наш мозг настроен на то, чтобы осваивать человеческий язык, мозг собаки настроен на то, чтобы анализировать запахи, и его значительная часть отвечает именно за этот процесс, Мозг собаки также может интерпретировать информацию, полученную от других органов чувств — осязания, вкуса, слуха и зрения.

Очень подвижные уши улавливают звуки и «загоняют» их внутрь, к барабанной перепонке. Собака может приподнять одно ухо, чтобы уловить первые признаки звука, а потом поднять оба уха, чтобы поймать максимальное количество звуковых волн. Эксперименты показывают, что собака может определить, откуда идет звук, за 0,06 секунды.

Собачья морда очень похожа на волчью: широко расставленные глаза обеспечивают хорошее боковое зрение. Сфокусировать взгляд на изображении, расположенном прямо перед глазами, лучше всего удается собакам тех пород, у которых глаза расположены фронтально.

Вкус и обоняние

Обоняние и ассоциируемый с ним вкус два «химических» чувства. У средней собаки на носовых мембранах более 200 миллионов обонятельных рецепторов, в то время как у человека только 5 миллионов. Под нёбом у собаки есть еще и сошниково-носовой орган, который специализируется на том, чтобы улавливать запах особей противоположного пола и передавать информацию мозгу.

Вся информация от органов чувств в сенсорных нервах превращается в химические сообщения, которые передаются мозгу для анализа. Некоторые из этих сообщений воздействуют на шишковидную железу в основании мозга, которая синхронизирует все ритмы тела.

Осязательные рецепторы разбросаны по всему телу, но больше всего их на лапах.

Кора больших полушарий головного мозга, соединение левой и правой половин мозга (мозолистое тело), мозжечок, средний мозг, ствол мозга, спинной мозг, зрительный бугор(таламус), ретикулярная формация, шишковидная железа, гипофиз, гипоталамус.
ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Отверстие слезного канала, обонятельная луковица.

КАК РАБОТАЕТ МОЗГ

Мозг собаки накапливает информацию по двум каналам: либо используя безусловные рефлексы, либо запоминая то, чему научился. Этот процесс определяется системой хранения информации в отдельном организме и отчасти обусловлен его генетикой. Мозг состоит из миллиардов клеток (нейронов), каждая из которых может иметь до 10 тысяч связей с другими клетками. Клетки химически общаются друг с другом посредством медиаторов (нейротрансмиттеров) Скорость этой передачи зависит отчасти от жирового вещества, именуемого миелином. Когда собака находится в расцвете лет информация передается с огромной скоростью, но когда мозг стареет этот процесс замедляется. С анатомической точки зрения этот орган похож на мозг большинства других млекопитающих. Большие полушария головного мозга управляют обучением, эмоциями и поведением, мозжечок «командует» мышцами, а ствол связан с периферической нервной системой. Каждый орган чувств подает в мозг информацию через свои особые нервы. Сеть клеток по всему мозгу — лимбическая система, которая соединяет инстинкт и обучение. Конфликт между тем, чего требует от собаки ее инстинкт и тем, чему мы ее учим, видимо, и происходит в лимбической системе мозга. Человек может изменить эту систему вознаграждая собаку за то, что она подчиняется своему хозяину а не инстинктам.

КАК РАБОТАЮТ ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Органы чувств собаки и человека работают почти одинаково. Информация от них поступает в мозг, где она определяет либо физическую реакцию, либо гормональную активность. Например, если собака наступает на острый предмет и чувствует при этом боль, то быстро отскакивает в сторону — это физическая реакция. Если собака чувствует запах особи противоположного пола, то гипофиз в ее мозгу активизирует и стимулирует гормональную реакцию.

Глаза у собаки более плоские, чем у человека: хотя собака и может менять форму хрусталика, подгоняя таким образом фокусное растояние, у нее это получается не так хорошо, как у человека. Глаза собак более чувствительны к свету и движению, чем у людей, но их разрешающая способность, соответственно, гораздо меньше. Поэтому человеку легче, чем собаке, увидеть потерявшийся в траве теннисный мячик, в то время как собаке легче, чем человеку заметить уголком глаза даже слабое движение.

Подвижные уши собаки позволяют ей «сканировать» окружающую среду в поисках звуков. Она может использовать одно ухо, чтобы уловить их, потом оба уха, чтобы зафиксировать и воспринять звуковые волны. Собака может определить источник звука за 0,06 секунды и услышать звуки на расстоянии в четыре раза более дальнем, чем человек.

Осязание это первое чувство, которое развивается у собаки, и оно сохраняет свое важное значение в течение всей ее жизни. Осязательные волоски (вибриссы) способные улавливать потоки воздуха, растут над глазами, мордой и под челюстью. Все тело собаки, в том числе и лапы, имеет множество чувствительных нервных окончаний.

ВКУС И ОБОНЯНИЕ

У собак меньше вкусовых сосочков, чем у людей, примерно в шесть раз. Хотя это небольшое количество и определяет сладкое, кислое, горькое и соленое, наверное, лучше сказать, что собака воспринимает вкус как приятный, безразличный и неприятный. Наиболее развитое чувство у собаки обоняние: большая часть мозга занимается анализом обонятельной информации. Вдобавок, у собаки в нёбе есть сошниково-носо-вой (вомеро-назальный) орган, который улавливает запах особей противоположного пола. Этот обонятельный аппарат передает информацию прямо лимбической системе — той части мозга, которая непосредственно связана с эмоциональным поведением животного.

Глаз включает роговицу, за которой находится заполненная жидкостью передняя камера глазного яблока, затем идет сосудистая оболочка глазного яблока, состоящая из трех частей: радужной оболочки, ресничного тела и хрусталика. За хрусталиком расположена заполненная жидкостью большая задняя камера глазного яблока, потом светочувствительная сетчатка, которая передает информацию мозгу через зрительный нерв. Третье веко (мигательная перепонка), спрятанное за нижним веком, очищает глаз. Слёзная железа вырабатывает слезы, которые поддерживают определенную влажность роговицы. Слезы стекают через слезный канал в полость носа. Этот канал может заблокироваться, что приводит к обильному слезотечению.

Хрящевое наружное ухо (ушная раковина) улавливает звук и посылает его внутрь, по ушному каналу, к барабанной перепонке. Вибрация барабанной перепонки стимулирует органы равновесия в среднем ухе молоточек, наковальню и стремечко, которые усиливают и передают звук, защищая в то же время внутреннее ухо от излишней вибрации. Улитка (часть внутреннего уха) улавливает эти звуки и превращает их в химические сигналы мозгу. К улитке прилегают полукружные каналы сферический мешочек и маточка (эллиптический мешочек) ушного лабиринта, снабжающие мозг информацией о положении головы.

Большинство вкусовых рецепторов лежит в передней части языка, и они чувствительны к сладкому, кислому, горькому и соленому.

Другие нервные окончания воспринимают прикосновение и текстуру. Хотя на языке собаки, возможно, менее 2 тысяч вкусовых сосочков, вкус — «химическое» чувство, и он действует вместе с более острым чувством собаки обонянием.

Рекомендуем прочесть:  Температура Кошки 36 Что Делать

Влажный нос улавливает запах, который передается на эпителий, покрывающий тонкие, как вафли, носовые раковины. Эти кости имеют «гофрированные» складки, большая поверхность которых помогает собаке учуять самый слабый запах. Носовые мембраны плотно выложены сенсорньти клетками, они превращают запах в химическую информацию, которая передается в мозг, в область обонятельной луковицы. Другие запахи улавливает сошниково-носовой орган, расположенный над нёбом, он передает их в соответствующие части мозга.

Хрящевое наружное ухо (ушная раковина) улавливает звук и посылает его внутрь, по ушному каналу, к барабанной перепонке. Вибрация барабанной перепонки стимулирует органы равновесия в среднем ухе молоточек, наковальню и стремечко, которые усиливают и передают звук, защищая в то же время внутреннее ухо от излишней вибрации. Улитка (часть внутреннего уха) улавливает эти звуки и превращает их в химические сигналы мозгу. К улитке прилегают полукружные каналы сферический мешочек и маточка (эллиптический мешочек) ушного лабиринта, снабжающие мозг информацией о положении головы.

Как Работает Мозг У Собак

Хостинг сайта временно приостановлен

Если вы владелец данного ресурса, то для возобновления работы сайта вам необходимо продлить действие услуги хостинга.

В случае, если приостановка работы сайта вызвана нарушением условий Договора на абонентское обслуживание, то для возобновления работы вам необходимо обратиться в Службу поддержки. Мы будем рады вам помочь!

Если вы уверены, что это недоразумение или ошибка, напишите в Службу поддержки
В письме не забудьте указать ссылку на страницу.

Хостинг сайта временно приостановлен

Комментарии 7

Слишком просто. Мир собаки в щенках своеобразен, индивидуален и самостоятелен Чем дольше собака живет с хорошим хозяином, тем больше они сближаются и больше понимают друг друга Оба любят друг друга и становятся единым целым Если собака переживает хозяина, то ненадолго. Если наоборот, то она всегда сохраняет свое место в его сердце

Во многом похоже.

Глядя в глаза своему псу.ему 12 лет не могу согласиться с такой простейшей схемой работы собачьего ума,уж простите. Мне вообще иногда кажется .что он больше меня.челавека, понимает смысл жизни во вселенной, во взгляде иногда такая глубина,что мурашки пробегают!

Согласна с последним комментарием. Ум собаки намного сложней, а это схема уж слишком приметивна, поверьте собачнице с 17-летним стажем

Во многом похоже.

Психическое здоровье собаки

Психическое здоровье собаки

Столь развитые умственные способности собак имеют свою обратную сторону. Кроме обычных для животных болезней тела, у собак появляются болезни психики. Высокая эмоциональность собак начинает работать против них.

Понимание собаками своих обязанностей приводит к неврозу, когда она не может эти обязанности выполнять.

Процесс появления неврозов хорошо демонстрирует следующий эксперимент. К передней лапе овчарки привязывают груз. По гудку она должна поднять лапу, в противном случае – получит удар. Вес груза постепенно увеличивают до такой степени, пока собака не может его поднять. Вместе с ростом веса у собаки развивается невроз.

У менее развитых животных в подобной ситуации развивается просто страх перед ударом. После эксперимента он проходит. А у собак все сложнее. Невроз приводит к тому, что собака и дальше меняет свое поведение. Постоянно прижимает уши, тяжело дышит, лежит на полу в застывшей позе. У нее начинает выпадать шерсть. Все это говорит о том, что невроз приводит к нарушению работы психики.

Причина невроза в том, что образуется внутренний неразрешенный конфликт.

Для появления невроза совершенно не обязательно наказывать собаку. В другом эксперименте собака должна была различать эллипс и круг. В этом случае ее хвалили. Но постепенно ей предъявляли эллипс, который все больше был похож на круг. Когда отношение между радиусами эллипса составило 8:9, у собаки развился невроз.

Более того, невроз у собаки возникает не только на противоречивую ситуацию по отношению к ней, но и на разлад отношений в ее окружении. Джон Фишер в своей книге «О чем думает ваша собака» рассказывает о таком случае. К нему обратилась семейная пара с жалобой на то, что собака лижет стены. Действительно, когда эти супруги пришли к нему на прием с собакой, то собака тут же бросилась лизать стены. Фишер сначала проверил традиционные вещи: нехватка витаминов, реакция на посторонних, необоснованная ругань собаки. Но все было нормально.

Каково же было его удивление когда он обнаружил, что стоило хозяйке выйти из комнаты, как собака успокоилась. Муж хозяйки подтвердил, что когда супруги порознь, то собака совершенно спокойна. Отношения между супругами были настолько натянутыми, что когда они начинали общаться, собака реагировала на это столь странным поведением.

Для того чтобы уберечь собаку от невроза, нужно помнить простое правило. Требовать от собаки можно только простых и понятных вещей. Не менять команды, не менять требования, не перегружать собаку.

Определять психическое здоровье собаки легко по эмоции интереса. Здоровая собака любопытна, подвижна, активна и имеет хороший аппетит. Голос громкий. Нос влажный. Шерсть блестящая.

Как мы видим, особенности психики собаки – это прекрасная модель психики человека. Она упрощена настолько, что источники сложных человеческих чувств у собаки выглядят простыми и понятными.

Поэтому и вы можете легко определить свое психическое здоровье. Если вы любопытны, подвижны, активны и у вас хороший аппетит, то ваша психика в полном порядке. Можете читать дальше.

Для того чтобы уберечь собаку от невроза, нужно помнить простое правило. Требовать от собаки можно только простых и понятных вещей. Не менять команды, не менять требования, не перегружать собаку.

Как Работает Мозг У Собак

Для более глубокого понимания поведния собак нам нужны знания об устройстве и работе мозга. Поведение собак в свете открытий нейронауки. История психологии от бихевиоризма до наших дней. Что такое травма? Реакция стресса.

Новая кинология смогла появиться на базе новых исследований собак, но при поддержке со стороны исследователей других смежных дисциплин, в первую очередь нейронаук.

Бихевиоризм и современная психология

Для того чтобы досконально изучить поведение животных, нужны тысячи часов наблюдений в их естественной среде обитания, что само по себе сложно. Проблема еще и в том, что интерпретация только наблюдаемого поведения животных достаточно субъективна, то есть зависит от установок исследователя. Именно поэтому этология все время находится под влиянием господствующей идеологии в обществе. Вспомните, например, работы американского ученого, основателя бихевиоризма, Б.Ф. Скиннера: он работал в эпоху, когда эмоции считались недопустимыми, их старались прогнать из человеческого общения. Скиннер считал, что необходимо изучать только видимое поведение и игнорировать внутреннюю жизнь животных. В результате ученые просто не имели права описывать разумное и эмоциональное поведение животных и подгоняли свое описание под официально разрешенное объяснение. Так, животные в глазах общества стали некими биомашинами с их условными и безусловными рефлексами. Российские ученые тоже придерживались мнения Скиннера, так как он во многом являлся последователем русского ученого Павлова.

Рекомендуем прочесть:  Что Будет Если Скрестить Сфинкса С Обычным Котом

В отличие от американских и русских исследователей, европейские зоопсихологи, в первую очередь Конрад Лоренц, не игнорировал эмоции и разум животных. Они говорили, что внутреннюю жизнь животных необходимо учитывать наравне с их рефлексами. Они изучали поведение различных животных и сравнивали его, чтобы понять общую биологическую основу поведения животных вообще (направление «Сравнительная зоопсихология»).

Эта работа позволила сделать множество важнейших открытий. Но подтверждение их правильности, а также полнота исследований стала возможной только тогда, когда появились технические средства для изучения внутренней жизни мозга — гормонов, нейротрансмиттеров, нейронов и их соединений.

Пока животные изучались только в лабораториях и публикации об исследованиях проходили определенную цензуру, поддерживать миф об отсутствии внутренней жизни у животных еще удавалось. В 70х ХХ века животных стали наблюдать по всему миру в их естественной среде обитания, и скрывать правду стало невозможно. Первым исследователем, разрушившим стену молчания о разуме и эмоциях животных, был американский профессор Гриффин. С тех пор между приверженцами бихевиоризма и последователями сравнительной зоопсихологии началась открытая война. Эта война заканчивается только сейчас, когда многие отрасли естествознания переживают перерождение.

Во времена господства бихевиоризма в кинологии также развился механический подход, что привело к настоящей катастрофе.

Возьмем, например, способ интерпретации знаменитой формулы Павлова: стимул – реакция. Согласно механической интерпретации, воздействие на собаку вызывает некую физическую реакцию, например, выполнение команды. Однако, мозг собаки — это не швабра (наступили на один конец, произошла реакция на другом). Мозг состоит из миллиардов нейронов. Все они связаны между собой огромным количеством связей. Эти связи проходят через множество специализированных центров мозга. Поэтому любое воздействие на собаку зависит от ее внутреннего состояния и вызывает разнообразные реакции — как внешние, так и внутренние. На любое воздействие собака реагирует не только действием, но и эмоциями, мыслительными процессами, у нее возникают ассоциации с хозяином и всей окружающей обстановкой. В результате, она заучивает не только желаемое действие, но и свое эмоциональное состояние в момент обучения, она делает выводы относительно качества контакта с хозяином и т.д. Все это, в свою очередь, влияет на ее мотивацию к работе и выполнению выученной команды в последствии. Получается, что, работая с собакой, важно создавать дружескую обстановку, в которой собака учится с удовольствием. При применении наказаний, собака учится достигать своей цели втихаря.

Второй пример: у всех социальных млекопитающих существует так называемый социальный мозг. Социальный мозг — это участки мозга, участвующие в социальной жизни. Зная свойства социального мозга и его структуру, можно глубоко понять, как сильно физическое и ментальное состояния собаки зависят от качества ее контакта с социальным партнером. Это, в свою очередь, позволяет понять, насколько сильно собака мотивирована к адаптации своего поведения под нужды семьи, в том числе к обучению команд, необходимых хозяину. Разница состоит лишь в степени самостоятельности той или иной собаки.

Исследования мозга подтверждают наблюдения кинологов, что социальное поведение одинаково у собак всех пород — будь то собака-компаньон, рабочая собака или «независимая» пастушья собака. Всем им необходима полная интеграция в семью, означающая постоянную возможность общения с другими членами семьи, понимание своей необходимости в семье.

С другой стороны, знания о социальном мозге позволяют понять, насколько тяжело собака переносит изоляцию. Согласно исследованиям шведского кинолога Андерса Халлгрена, рабочие собаки, которые содержатся в вольерах и всего на несколько часов имеют возможность общаться с человеком, становятся психически неустойчивыми и хуже выполняют свою работу.

О сумасшедших «цепных псах» знают, наверно, все. Люди вынуждены терпеть неуемный, истерический лай собак за заборами в деревнях: этот лай выдает неуравновешенное психическое состояние социальных животных, исключенных из социальной жизни.

Многие считают, что не случится ничего страшного, если раз-другой дернуть за поводок или хотя бы иногда, для пробы, использовать строгий ошейник. Мы можем месяцами ходить на тренировки, где нас будут учить жестко обращаться со своей собакой. Но мы будем считать, что собака потерпит, и вообще «не произойдет ничего страшного». Тем более, мы же уже оплатили курс.

Стресс и психологические травмы

Знания о жизни нейронов показывают восприимчивость наших собак: сильное воздействие стресса, например, даже единственный рывок за ошейник может создать травму, которая на многие годы вопьется в мозг собаки и навсегда искалечит ваши отношения с ней. Как пишет одна клиентка «жесткой собачьей школы»: Моя собака стала отдаляться от меня… Мне потребовалось много месяцев, чтобы доказать ей свою любовь .

В мозге травма выглядит как рубец — густой клубок травмированных стрессом нейронов. Травмированные нейроны простираются от рубца в другие области мозга, нарушая жизнь связанных с ними здоровых нейронов. Таким образом от одной лишь травмы создается целый комплекс связей, хранящий память о травме. Этот клубок защищает себя химически (именно поэтому так трудно докопаться до сути проблемы путем психоанализа). Так мозг попадает в состояние хронического стресса. Травма выражается в нарушениях поведения, например, в заместительном поведении, поведения избегания, неожиданных реакциях, внезапных перепадах настроения, внезапно появившихся негативных ассоциациях, неуверенности в себе, страхе, снижении концентрации внимания, ухудшении способностей к обучению и т.д. У людей оно также нередко выражается в странных высказываниях и лжи. Все эти реакции называют посттравматическим синдромом. Насколько то или иное событие окажется травматичным, сказать сложно. Но понимание риска, которому подвергается собака во время агрессивных тренировок и неправильного обращения, приводит нас к мысли о том, как важно не допускать травм.

Любая реакция — это сочетание чувства и разума. Эти две функции мозга связаны между собой физически и обуславливают друг друга. Поэтому скептицизм по поводу наличия разума и эмоций у животных устраняется автоматически: без одного нет другого. Это доказанные нейронаукой факты.

Если мы слышим слово, с которым у нас ассоциируется нечто неприятное, мы не будем взрываться от раздражения — мы сумеем подавить эту реакцию своим разумом. Чем сильнее разум, тем лучше он владеет собой и тем спокойнее с ним общаться другим людям. С собаками происходит то же самое.

Стрессовые реакции ослабляют действие разума, особенно когда наступает старость. Пока мозг спокоен и молод, действие травмы сдерживается его ментальными функциями. Стоит ему попасть в состояние стресса и/или начать стареть, сила ментального контроля уменьшается, и травма снова всплывает. Именно поэтому может вернуться проблема поведения у собаки, чье поведение, казалось бы, уже исправлено. Именно поэтому собака, прошедшая курс дрессировки на охрану (шутцхунд) потенциально опасна — как показали исследования (и как видит любой нормальный человек). Такая дрессировка глубоко травмирует психику. Для таких собак дополнительный курс послушания или вспомогательные средства, помогающие контролировать собаку, это детский лепет по сравнению с той силой, которую оказывает на ее поведение созданная травма. По свидетельствам Андерса Халлгрена, именно поэтому в Скандинавских странах уже отошли от тренировки на защиту. В России, напротив, этот вид «спорта» считается чем-то нормальным.

Рекомендуем прочесть:  Причина Запора У Котов

Влияние стресса на поведение собаки — это не просто состояние, когда собака волнуется, и нам остается только подождать, пока она снова придет в себя. Как и при травме, любой стресс оставляет следы в мозге в виде новых нейрональных связей и меняет их качество. Измененные связи оказывают в свою очередь влияние на другие нейроны, что так или иначе меняет достаточно большую часть мозга. В результате новые ассоциации по цепочке активизируют уже имеющиеся ассоциации и т.д. Боль и страх при этом сильно изменяют химические процессы в мозге, которые, кроме прочего, могут влиять на скорость реакций.

Именно поэтому мы должны внимательно изучить влияние стресса и стараться делать все, чтобы не причинять собаке ненужный стресс. Мы также должны знать, что любая терапия поведения (а это именно терапия, а не «коррекция») должны начинаться со снятия стресса и укрепления нервной системы (в том числе через ментальные тренировки и через создание для собаки максимально комфортных условий жизни, укрепление контакта с хозяином, использование специального комплекса витаминов).

Мы можем долго спорить, когда нужно забирать щенка у матери, когда нужно обучать его, сколько и каких усилий надо приложить для социализации. Но все эти споры являются простой болтовней, пока мы не поймем, что щенок сам, своим поведением (криком, физической активностью, собственным интересом) показывает, что ему необходимо и когда он уже готов к новым этапам своей жизни. Нам надо поверить в то, что щенок прав, и уметь наблюдать его. А эта уверенность приходит только тогда, когда мы поймем, что им движет изнутри — то есть как работает нервная система и как она развивается.

Попав к хозяину, щенок попадает в совершенно иной мир. Соединения нервных клеток его мозга, соответствовавшие его жизни с матерью, становятся уже не нужными. Поэтому они разрушаются, а вместо них образуются новые. Этот процесс занимает несколько недель или даже месяцев и охватывает до 70% объема его мозга. То же самое происходит с новорожденными детьми. Представьте себе, если вы, начитавшись «кинологической литературы», сразу же после приобретения щенка наброситесь на него с воспитанием, а тем более жестким (будете изолировать его от себя или стараться настойчиво обучать командам и т.п.). Первое, что должен «делать» малыш в новом доме в течение первых недель — привыкать и успокаиваться. Другими словами, он должен менять свои прежние, ставшие ненужными нейрональные соединения на новые. Реакции хозяина должны соответствовать просьбам щенка, воспитание и обучение должно проходить всего несколько минут в день, как бы между делом, в виде мягкой коммуникации.

Знания о пластичности мозга показывают, что несмотря на существование так называемых фаз запечатления, до определенной степени можно влиять на запечатленную информацию и позже. Можно обучать собак в любом возрасте чему угодно — поэтому собаки из приюта тоже имеют шанс стать полноценными членами наших семей.

Собака в свете новых знаний

Процесс обучения — это процесс переформирования мозга путем наработки новых связей. Этот процесс в большой степени зависит от состояния всего организма, в первую очередь от влияния стресса. Но даже у спокойной, мотивированной собаки процесс обучения происходит не прямолинейно. Он характеризуется фазами подъема и спада. Если тренер не знает этого, он вместо того, чтобы сделать паузу, начинает злиться и наказывать собаку, применять жесткие методы, чем разрушает естественный процесс усвоения информации и уничтожает мотивацию. Примерно тот же эффект наблюдается в переходном возрасте, когда щенок находится под действием гормонов и «плохо соображает». Как раз в этом возрасте многие начинают считать собаку «доминантной» и стараются подавить ее, возмутительным образом игнорируя сильнейшие изменения в ее организме.

Понимание устройства мозга заставляет нас более серьезно относиться к собаке. Мы больше не сможем рассматривать собаку как инструмент для достижения своих спортивных или финансовых целей. Мы больше не поверим «зоопсихологу», который советует решать проблему одиночества или нечистоплотности, игнорируя собаку или сажая ее в клетку. Мы перестанем дергать собаку, когда захотим сообщить ей что-то. Мы не будем ждать от собаки внезапной агрессии, так как будем знать, что пока мы не изуродовали ее нервную систему, пока не создали негативные ассоциации, она не станет агрессивна сама по себе (этот вывод был также несколько раз доказан специальными исследованиями этологов).

Возбуждение собаки необходимо контролировать не строгачами, а занятиями, развивающими собаку умственно: через ментальную регулировку она сможет лучше контролировать свои импульсы, так как ментальное развитие улучшает свойства нервной системы (способность решать задачи, способность концентрироваться, приобретение опыта через свободное исследование мира). Физическое развитие собаки — это не только бездумные резвые игры, а целенаправленная работа по улучшению координации и способностей владения своим телом.

Мы прекратим напрягаться при каждом акте общения с собакой и читать бесконечные инструкции по воспитанию собак — потому что поймем, что с собакой можно обращаться более расслабленно и больше доверять нашим собственным инстинктам.

Мы прекратим бесконечно пихать в нее сухой корм и консервы, понимая, насколько они отравляют ее тело, в том числе мозг как центр восприятия и генератор поведения.

Мы сможем, наконец, понять, что мотивами поведения собаки могут быть простые чувства — радость, ревность, стыд, сильные желания. Все эти чувства вызываются обычными простыми структурами мозга — у собак точно так же, как у нас. Важно только понять, что чувства бывают простые (общие для всех животных и рождающиеся простыми процессами в мозге) — и сложные (предполагающие наличия особо развитых умственных способностей и на которые наши собаки, возможно, не способны, например, месть хозяину).

Таким образом, новые знания создают радостный настрой в общении человека и собаки и очищают нас от вековой кинологической пыли.

Рекомендуемая литература

Тем, кто уже прочел книги нашего издательства и хотел бы глубже изучить поведение животных и работу мозга, рекомендуем следующие книги:

Именно поэтому мы должны внимательно изучить влияние стресса и стараться делать все, чтобы не причинять собаке ненужный стресс. Мы также должны знать, что любая терапия поведения (а это именно терапия, а не «коррекция») должны начинаться со снятия стресса и укрепления нервной системы (в том числе через ментальные тренировки и через создание для собаки максимально комфортных условий жизни, укрепление контакта с хозяином, использование специального комплекса витаминов).