У Кота Что-То Течет Из Ушей И Он Ничего Не Ест

Узбекские сказки

Узбеки (самоназвание), сарты (устаревшее русское название)— тюркоязычный народ. Являются основным и коренным населением Узбекистана. Самая многочисленная нация в Центральной Азии. Говорят на узбекском языке тюркской группы алтайской семьи. Распространены также русский и таджикский языки. Письменность на основе русской графики.

Вероисповедание — преимущественно мусульмане-сунниты.

Более 48 % населения Узбекистана проживает в сельской местности и занято преимущественно земледелием. Узбеки традиционно занимались ремёслами и торговлей. Традиционными занятиями в оазисах было ирригационное земледелие. В земледелии достигшая высокого уровня техника сочетается с примитивными орудиями и архаической ирригацией. Выращивались зерновые культуры (ячмень, пшеница, сорго, рис, кукуруза, просо), бобовые, различные овощи. Было развито бахчеводство, садоводство, производство технических культур.

Однажды Алдар Куса возвращался домой из далёкого путешествия. — Когда Алдар Куса был уже близко от родного кишлака, одной пулей он застрелил четырёх зайцев и сварил себе похлёбку. Плотно поужинав, он лёг на спину и стал смотреть на небо. Вдруг послышался конский топот и человеческие голоса. Алдар.

Рассказывают, что в старые времена злые духи-дивы часто прилетали из пустыни в бухарские селения, поедали скот, похищали людей. Не стало у людей больше сил терпеть. Пошли они к Алдару Кусе и сказали ему: — Эй, друг! Всем известна твоя храбрость. Освободи нас от ига дивов! Нет нам жизни от них. — Хорошо.

Ехал один купец с караваном и хвастался своим спутникам: — Конечно, Алдар Куса может всех обмануть, но только не меня. Алдар Куса умеет обманывать только глупцов. Вдруг смотрит, а навстречу идёт по дороге Алдар Куса. — Здравствуйте, — говорит Алдар Куса, — доброго пути вам желаю. А купец ещё больше.

В далёкие времена, когда визирем был когтистый тигр, а ясаулом зубастый волк, однажды в суровую зиму на улицах Бухары затрубили трубы, забили барабаны. Глашатаи кричали: — Имеющие уши да не говорят, что не слышали. Великий падишах объявляет: кто из подданных голый проведёт на крыше дворца сегодняшнюю.

Однажды шел Ходжа Насреддин по базару и встретил своего земляка. Тот чуть не плакал. Насреддин подошел к нему с вопросом, отчего он так печален. И тогда бедняга рассказал Ходже, что нанялся работать к богатому купцу. Трудился у него честно и усердно, а когда пришла пора расплачиваться за работу, хозяин.

Едва у дедушкиной кобылицы Лали появлялся на свет жеребенок, как в ту же ночь он исчезал. Так пропали жеребята «Золотой конь» и «Серебряный конь». Когда должен был появиться жеребенок «Вороной конь», дедушка позвал своего внука Бадала и сказал ему: — Иди в конюшню и карауль всю ночь. Чтобы не заснуть.

В давние времена жила бедная вдова. Была она уже преклонных лет, а три сына её — Ярмат, Шарип и Алдар — только подросли и ещё никакому ремеслу не обучились. Трудно приходилось старушке. Порой дома даже и куска хлеба нельзя было найти, хотя она от восхода и до захода солнца пряла пряжу и продавала её.

Было ли то не было, только недалеко от Заамина жил один бай. Работал у него молодой батрак. Однажды бай из-за пустяка изругал батрака. Тот обиделся и ушёл от хозяина. Бай не отдал батраку заработанных денег. Тогда он пошёл к казию (судье). — Ты что? С жалобой? — спросил казий. — Жалоба-то у меня.

Давно-давно жил один старик-охотник со своей женой-старушкой. Однажды поставил старик силок и сел караулить. Смотрит — в силок попал большой аист. Подбежал старик и стал вытаскивать аиста. Вдруг аист заговорил человечьим голосом: — Отпусти меня, старик. Я у аистов вожак. Отпусти меня — дам тебе все, .

Было ли, не было, сыто ли, голодно, когда волк был визирем, лис — караульщиком, ворон — знахарем, а воробей — ябедником, жил уважаемый всеми человек. Не было у него сына. День и ночь горевал он: плохо пил, плохо ел, ещё хуже спал. Много лет прошло и, наконец, жена родила ему сына, да такого красавчика.

В давние времена царь Искандер Двурогий завоевал весь мир. Но вот в одном из походов одолели его тяжкие раны, и он почувствовал приближение смерти. Призвал тогда Искандер самых искусных врачевателей и сказал: — Пришел мой смертный час. Но я не хочу умирать. Я хочу жить и царствовать вечно в завоеванных.

В давно минувшие времена жила на свете девушка. Звали ее Цветок Розы. Однажды Цветок Розы собирала в поле тюльпаны. Вот идет и идет она по полю и вдруг видит — место совсем незнакомое. Посреди поля роща, а за деревьями виднеется замок, окруженный высокой стеной. Подошла Цветок Розы поближе. Смотрит.

Было или не было, жили водном городе девять лодырей и один Проворный. Девять лодырей имели дома у самого базара, А Проворный жил на самой окраине города. И лодыри , и Проворный делали арбы. Ленивы были лодыри и за целый день с трудом изготовляли всего одну арбу. А Проворный в течении дня делал девять.

Слава о мудрости и учёности Апанди широко разнеслась по свету. Вышло тогда падишахское повеление — жить Насреддину Апанди при дворе. Падишах не отпускал Апанди от себя ни на шаг. Однажды падишах устроил большую охоту. Придворные вельможи поспешили разобрать в дворцовой конюшне всех быстроногих коней. Когда.

Рекомендуем прочесть:  Кошачьи Домики Своими Руками Фото

Сказкам-былям счету нет, жили-были много лет, далеко, совсем в глуши, где густые камыши, где водились звери, птицы, сизокрылые синицы, и красавец с крепким клювом, красноперый кыргаул*. Серый волк-бакаул**, ханской кухней ведал он, а лисица-ясаул на посылках бегала; ворона-вещунья, знахарка-колдунья.

Когда-то в далекие времена правил одной страной жестокий шах. Вздумалось ему как-то вынести решение: «У кого в доме умрет человек, хозяин должен нести тело умершего по крышам, с крыши на крышу до самого кладбища. А если кто ослушается и сделает не так, будет казнен». В той стране жил старый-престарый .

У одного человека было трое сыновей. Перед смертью позвал он к себе старшего сына и спросил у него: — Когда я умру, будешь ли ты три ночи сторожить мою могилу? — Нет, отец, не буду,- ответил старший сын. Тогда призвал умирающий к себе среднего сына. — Когда я умру, будешь ли ты три ночи сторожить мою .

Было или не было, в давние времена жил-был шах по имени Султан. Была у него дочь красоты несравненной, скромная, умная, ученая. Если кто на нее хоть раз взглянет, только о том и думать будет, как бы еще раз на нее взглянуть. Звали ее Камархон. Не было человека, который мог бы так ловко, как шахская дочь, .

В незапамятные времена в одном древнем государстве был прекрасный город. Никакие злые враги не осмеливались нападать на него, а если кто-нибудь нападал, то получал такой отпор, что у него навсегда отпадала охота воевать. В стране дарили мир и спокойствие, и поэтому народ дал своей столице название-город .

Жил в давние времена необыкновенной силы человек по имени Клыч-батыр. Однажды узнал он, что живет на свете красавица Ак-Биляк, и отправился искать ее по свету. Клыч-батыру попался навстречу прохожий. — Эй, друг, далеко ли собрался?—спросил он у — Ищу я по свету красавицу Ак-Биляк — ответил Клыч-батыр—А .

Давным-давно, никто не знает когда, жил-был в Маргелане шах. У него было три сына и одна дочь. Ни у кого не было таких пышных и густых волос, как у царевны. Заплетала она их во много-много косичек, вот почему и прозвали её ласково Хазор-гейсу — царевна Тысяча косичек. Шах очень любил свою дочь, а на.

В древние времена жил-был один бай. У этого бая было много работников и батраков-издольщиков. Батраки-издольщики трудились на байской земле круглый год, три четверти урожая отдавали баю, а четвертую долю оставляли себе на пропитание. Один из батраков-издольщиков по имени Хасан жил очень бедно. Детей .

В давние времена Бухарой правил один жестокий шах. А у шаха была дочь. Девушку звали Мехри, что значит «отзывчивая», а прозвали ее «Нигяр» – красавица. И в самом деле она была такая красивая, что перед сиянием ее лица тускнел свет луны. И насколько Мехри-Нигяр была красивая, настолько же была сильная .

Алдар Куса поселился в кишлаке Ширин и стал там сапожничать. Сидит как-то он в тенистом месте и прибивает подметку. Смотрит все ширинские баи на арбах куда-то едут. — Эй, почтенные баи, куда собрались?- окликнул их Алдар Куса. — Едем в паломничество к священным местам в Бого-уддин,- говорят баи,-.

В давние времена жил на берегу моря старик-рыбак со своим единственным сыном. Были они очень бедные. Всего добра было у них — старая лодка да невод. Молодой рыбак отцу помогал и целыми днями песни пел. Однажды закинул старик в море невод. Вытащил его и видит — бьется в неводе рыба, извивается. Рыба не .

Был когда-то в городе Бухаре царь по имени Хондархон. Сам он городом не правил, а доверил это дело своим визирям. Главным из них был визирь Касым, который отличался невероятной жестокостью, за что народ дал ему прозвище Палач. Но царь во всем доверял этому визирю, слушал его советы и делал все, что он .

Было это или не было — жил когда-то в Хорезме знаменитый рассказчик Сейфутдин, по прозвищу Красноречивый. Слава о нём, подобно многоводной реке, текла из одной страны в другую, и многие люди приезжали в Хорезм издалека, чтобы насладиться мёдом его беседы и напиться из источника его красноречия. И вот.

Было ли то или не было, но рассказывают, что в стародавние времена ширинские и вабкентские муллы дружили и уважали друг друга. Ширинцы каждодневно ездили в гости в Вабкент и ели плов вабкентцев, а вабкентцы каждодневно ездили в Ширин и ели плов ширинцев. Вабкентские муллы женили своих сыновей на дочерях.

Жили не голодны, не сыты старик со старухой в давние времена, когда волк был баковулом, лиса — ясаулом, ворон — музыкантом, воробей — доносчиком, черепаха — весовщиком, кабан — мясником, а лягушка была должна кучу денег. Старик и старуха жили бедно. Был у них дворик, во дворике стояла жалкая мазанка, .

Жил на свете бедный продавец хвороста. Он только и занимался тем, что целыми днями бродил по степи и приречным зарослям и собирал хворост, а к вечеру шел на базар и продавал его за три теньги. На эти деньги бедняк покупал хлеба. И так удавалось ему кормить жену и единственного сына. Вставал продавец.

Рекомендуем прочесть:  Что дать щенку таксе при поносе в домашних условиях

Как-то ползла черепаха по своим черепашьим делам. В дороге увязался за ней скорпион. Поневоле черепахе пришлось ползти с ним вместе. Что касается черепахи, то она была необыкновенно умна и проницательна, так как в частых путешествиях приобрела большой опыт. И вдруг дорогу путникам пересекла широкая.

Жил когда-то в древние времена за кишлаком Чаральзар рыбак по имени Хаким с женой и сыном. Вблизи лачуги, в которой они ютились, протекала большая река. Каждый день утром старик уходил ловить рыбу. Пойманной рыбы ему еле хватало, чтобы прокормить себя и свою семью. Хаким был очень беден, и поэтому ни .

Было так или не было, только говорят, что жил когда-то шах. Не было у него детей. Однажды, когда сидел он и горевал, подошел к нему старший визирь и спрашивает: — О всесильный шах, о чем вы печалитесь? Богатства у вас много — о чем же вам горевать? Шах и говорит: — Хоть я и шах, хоть много у меня богатства, .

Жил когда-то бедняк крестьянин. Был у него маленький клочок земли. День и ночь, не зная отдыха, трудился он на этом клочке. Однажды, когда пришла весна, бедняк на чал пахать землю. Смотрит – по небу летит белый аист. Подлетел аист к вспаханному полю, закричал и вдруг камнем упал на землю Подбежал бедняк .

Давным-давно жил один человек, не богатый не бедный. У него было три сына. Все трое красивые, подобно месяцу, грамоте обучались, уму-разуму набирались, с плохими людьми не знались. Старшему Тонгуч-батыру был двадцать один год, среднему Ортанча-батыру — восемнадцать лет, а младшему Кенджа-батыру — шестнадцать. Однажды.

В старые времена решил уратюбинский бек поселить людей на границе, чтобы они охраняли его бекство. «Коканд хочет идти на нас войной, нужно оградить страну, — объявил бек народу. — От каждого из сорока домов пусть пойдёт один здоровый воин с семьёй». Стали седобородые старейшины селения Ахтунан советоваться: -.

Жил один зайчонок, звали его Упрямец. Он никогда никого не слушался, все делал по-своему. И вот что из этого вышло. Упрямец любил кататься верхом, и заяц-отец купил ему смирную ишачиху с маленьким ишачонком. Сел Упрямец на свою ишачиху и отправился в гости к тетке. А для того, чтобы попасть к ней, нужно.

Было или не было, но давным-давно, когда звери и птицы умели разговаривать, а розы были заколдованными девушками, жил в далекой стране бедняк. Был у бедняка сын Фархад. Стал бедняк стар, почувствовал он приближение смерти,, позвал сына и говорит: — Нет у нас ни золота, ни серебра, ничего не оставляю.

Было или не было, но давным-давно великим и могущественным государством Чин правил шах. Был у него любимый визирь мудрейший из мудрых У-Чан-Сан. Шах и визирь были бездетными, что их очень огорчало и печалило. Однажды шах и визирь узнали, что их жены готовятся стать матерями. Ю-Сан-Чан и У-Чан-Сан отправились .

В давние времена жили старик со старухой. Не было у них ни сына, ни дочери, а была только пушистая кошка. Старик и старуха взяли к себе кошку, когда она была, еще слепым котенком. Кошка выросла, шерсть у нее стала пушистой и красивой. Но одно плохо, много вреда она своим воровством причиняла и соседям.

Давным-давно, в старые времена, жил жестокий шах, у него была дочь. Звали ее Хуснобод. Девушка была красоты необычайной; назвал бы ее месяцем, да у нее лицо есть, назвал бы ее солнцем, да у нее глаза есть. Перед блеском ее красоты даже полная луна казалась тусклой. Из многих стран приходили ее сватать, .

Пошел однажды Алдар Куса на охоту. Ходил он, ходил, бродил он, бродил, обошел и степь, и тугаи, и камыши, устал, умаялся, но ничего так подстрелить и не смог. Только хотел он пойти домой, вдруг смотрит — летят гуси. Не стал мешкать Алдар Куса, прицелился из лука и пустил стрелу. Меткий был стрелок.

В старые времена жил в одном кишлаке юноша. Звали его Тугры. Кроме лошади, у него ничего не было. Поискал он работу в одном, в другом кишлаке, не нашел. Тогда сел он на лошадь и поехал в дальнюю сторону — искать счастья. Ехал Тугры, ехал — встретил пешего путника. Разговорились. Тугры спросил путника, .

Узбекские сказки: про Аистов, про Ларец, про Мальчиков, про Салтанов, про Старцев, про Султанов.

Абрикос, виноград, дыня вместе с зерновыми имели очень большое значение в ежедневном питании населения, употреблялись как в свежем, так и в сушеном, вяленом виде. Курага и изюм традиционно экспортировались в Сибирь и Россию. Значимой товарной культурой был хлопчатник. Товарной отраслью было и шелководство, которым занимались в основном женщины. Земледельческие работы выполнялись преимущественно мужчинами. Женщины участвовали в сборе фруктов, хлопка, винограда, тутовых ягод, дынь.

Скотоводство в оазисах имело только потребительское значение. Держали рабочий и транспортный скот. Но в предгорной и степной зонах скотоводство было основным занятием у полукочевых узбеков. Овцеводство и частично коневодство имели товарное значение. Верблюды использовались для караванов. Выпас скота считался мужским делом, а женским делом было ведение молочного хозяйства, обработка шерсти, шкур, изготовление изделий из них. Изготовлялись кошмы, паласы, ковры, торбы, попоны, переметные сумы, скатерти и многое другое.

Рекомендуем прочесть:  Лапы зимой у стаффа

В городах и крупных торгово-ремесленных селениях были представлены разнообразные виды ремесла (кузнечное, ткацкое, гончарное, ювелирное, кожевенное, мыловаренное, кондитерское, хлебопекарное и др.), а в небольших селениях лишь отдельные виды. В семьях ремесленников женщины помогали мужьям, выполняя отдельные операции, подготовляя полуфабрикаты. Были распространены и женские промыслы (прядение, шитьё одежды, вышивание, ковроткачество и др.).

На формирование особенностей быта узбеков оказали глубокое воздействие общинные традиции — выработанные веками навыки организации коллективных работ, твёрдые правила земле- и водопользования. В городах и крупных торгово-ремесленных селениях сложились квартальные общины и объединения ремесленников по профессиям. Члены общины были связаны между собой не только соседством, но и родственными узами. У полукочевых узбеков, сохранявших родо-племенное деление, община внешне имела форму родовой. Отношения в семье строились на подчинении младших старшим, на авторитете главы семьи (обычно отца) и его жены. Были характерны бесправие и затворничество женщин, особенно среди оседлых узбеков. Однако в урегулировании внутренней жизни семьи и квартальной общины, особенно в проведении обрядов жизненного цикла, отдельные женщины (жена, вдова главы семьи или духовного лица, или женщина, выделяющаяся особыми способностями) играли видную роль и пользовались авторитетом.

Господствующей формой современной семьи является малая семья, состоящая из родителей и детей. Однако сыновья после женитьбы стремятся поселиться вблизи отцовского дома, чтобы постоянно помогать друг другу и родителям, с которыми остаётся обычно младший сын. Хорошо налаженные широкие родственные связи каждая семья по-прежнему считает своим достоянием и поэтому уделяет большое внимание воспитанию родственных чувств у детей. Сохраняется и традиция жить в тесном общении по месту жительства, вне зависимости от родства [кишлак, в крупных селениях и городах — квартал (махалля)]. Эта традиция превратилась в одну из черт национальной культуры узбеков, их характера и психологии. Поэтому в каждой семье придаётся большое значение общественному мнению.

В жилищном строительстве используются, особенно в сёлах, черты традиционного строительного искусства: сейсмостойкий деревянный каркас, крытая терраса, ниши в стенах домов для постельных принадлежностей, посуды и другой утвари.

Мужская и женская одежда узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганого на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. С конца XIX — начала XX вв. распространилась верхняя одежда в талию — камзол. Головные уборы у мужчин — тюбетейки, войлочные колпаки, чалмы, меховые шапки, у женщин — платки. Выходя из дому, женщины (в городах) набрасывали на голову накидку — паранджу, закрывали лицо сеткой из конского волоса — чачваном. Девушки и женщины до рождения первого ребёнка заплетали волосы в мелкие косички (до 40), остальные женщины — в две косы. Традиционная обувь — кожаные сапожки на мягкой подошве, на которые надевались кожаные, позднее — резиновые калоши.

В одежде узбеков ныне можно проследить все стадии развития её форм за последнее столетие — от глубоко традиционной, состоящей из рубахи и халата свободного туникообразного покроя (без шва на плечах) и штанов с широким шагом, до костюма современных европейских модных фасонов. Наряду с распространением европейских стандартов прослеживается и другой процесс — стирание локальных различий и сложение общенациональных форм (например, мужской прямоспинный халат и чёрная тюбетейка с белым узором, женское платье на короткой кокетке, со сборами на груди и спине, отложным воротником, нередко сочетающееся с шароварами). Давно вышли из употребления паранджа и чачван. Ныне основной головной убор женщин — платок.

Пища узбеков состоит из растительных, молочных и мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной муки в виде лепёшек. Распространены и готовые хлебные изделия. Ассортимент блюд отличается разнообразием. Такие кушанья, как лапша, супы и каши из риса и бобовых, приправляют растительным или коровьим маслом, квашеным молоком, красным перцем и различными травами. Излюбленное блюдо — плов. Большое место в питании занимают овощи, фрукты, виноград, арбузы, дыни. Главный напиток — чай, чаще зелёный. Национальный колорит сохраняют посуда и застольный этикет.

Семейные обряды сохраняют национальную специфику. Однако многие из них потеряли своё былое магическое значение и совершаются ныне лишь с развлекательной целью или вовсе исчезли и на их месте возникли и закрепились новые (например, ежегодное празднование дня рождения, торжественная регистрация брака и др.). Высокого развития достигли традиционные виды народного искусства (вышивка, гончарство, чеканка и гравировка медной посуды, резьба и роспись по дереву и ганчу, резьба по камню и др.), сохранившие свою самобытность в отдельных историко-культурных областях (Хорезм, Фергана и др.). Процветает устное народное творчество (эпос, дастаны, разнообразные песни и сказки). Популярны народные театр и цирк — выступления острословов, кукольников, канатоходцев. Развивается профессиональная культура.

Было или не было, жили водном городе девять лодырей и один Проворный. Девять лодырей имели дома у самого базара, А Проворный жил на самой окраине города. И лодыри , и Проворный делали арбы. Ленивы были лодыри и за целый день с трудом изготовляли всего одну арбу. А Проворный в течении дня делал девять.